Yacht-com.ru - Yachting community Сообщество Яхтсменов Яхтенная команда - Яхт-Ком.рф

Юбилей кругосветного плавания Северной звезды

04.03.2013
article916.jpg

15 лет назад казанцы на деревянной яхте Nord Star (Северная звезда) отправились в кругосветное плавание. Первое в истории России. Причём в команде был только один опытный моряк – капитан. О сломанном компасе, прожорливых морских червях, сомалийских пиратах и гибельных штормах вспоминает капитан Олег Тюрин.

Капитан Олег Тюрин рассказал «АиФ-Казань» о морских червях, сомалийских пиратах и гибели парома «Принцесса Востока».

Шли на ощупь

Олег Борисович влюбился в море, когда был молодым матросом на крупном мурманском рыболовецком судне. Но на кругосветку он решился ближе к 40 годам. В 1994 г. он пригнал из Архангельска новенькую двухмачтовую красавицу-яхту – самую большую в Татарстане. Ее корпус был деревянный - из сосны, длиной она была  13,5 м  и 3,8 м  шириной. Деньги на вояж дали из бюджета Казани, поэтому яхту украсил флаг РТ, который она пронесла по миру, заявив таким образом о суверенитете республики. Почётную миссию доверили братьям Тюриным – капитану Олегу и штурману Владимиру, рулевому Ивану Поликасову, а также ныне покойным старпому Александру Онегину и штурману Александру Тощеву.

Nord StarСтарт кругосветки из казанского речного порта приурочили к 30 августа 1997 г. Но уже в Азовском море сильный шторм повредил компас – яхта шла «на ощупь». Так что в Стамбуле лодка встала на длительный ремонт. Поэтому началом круго­светного плавания Олег Тюрин считает 16 февраля 1998 г., когда яхта вышла из Турции.

Это была первая в России кругосветка на «деревяшке». Чтобы защитить её от штормов, перед Атлантическим океаном команда установила навигатор и спутниковую связь. Но к сожалению  яхту не удалось уберечь от «нападения» морских червей в Полинезии. Эти морские гады проделали в корпусе длинные ходы толщиной с палец, и лодку снова пришлось чинить. К слову, на кругосветное плавание потратили около 100 тыс. долларов. Больше половины ушло на ремонт яхты и технику.


«Бояться бесполезно!»


Nord Star 1997Почти на два года яхта стала для команды домом. Здесь были туалет, кухонная плита и душ с морской или  дождевой  водой. Питьевую воду пришлось экономить. С собой брали 300 л, но она портилась. Иногда путешественники пили  дождевую воду. Питались в основном крупами, ловили рыбу. В России на яхту загрузили мешок гречки, столько же риса и сахара. Хватило всего, кроме сахара.

На вопрос: «Было ли страшно?» Олег Борисович отвечает: «Бояться бесполезно. Когда идёшь, например, по Атлантическому океану вторые -третьи сутки, то назад - уже далеко, а вперёд - ещё дальше. Ничего не изменишь». Так, во время шторма в Тихом океане в сентябре 1998 г. казанцы слышали сигнал SOS парома «Принцесса Востока», который затонул у берегов Филиппин, унеся жизни сотен человек. Но против шторма яхта добиралась бы к месту катастрофы неделю.

Яхтсмены выбрали не самый лёгкий маршрут – прошли более 50 тыс. км, тогда как длина экватора – 40 тыс. Они первыми из россиян обогнули Австралию не с севера, а с юга, со стороны Антарктиды. В Аделаиде их ждала татарская диаспора, но по дороге из Сиднея казанцы попали в сильнейший шторм. Он начался во время австралийской парусной гонки и потопил 16 яхт, но только не Nord Star.

Яхта Норд СтарПеред самым длинным переходом - через Индийский океан -путешественников предупредили о сомалийских пиратах. Но избежать встречи с ними не удалось. На помощь безоружным яхтсменам пришли французские легионеры, которые преградили разбойникам путь в Красном море.

В Стамбул казанцы вернулись в феврале 1999 г., но до Казани добрались только 8 мая, когда растаял лёд. Попытки земляков повторить это путешествие не увенчались успехом, хотя сейчас и яхты прочнее, и оборудование совершеннее.

…Сегодня Олег Тюрин возглавляет казанский яхт-клуб, но своей яхты у него нет. После кругосветки Nord Star осталась на балансе управления железных дорог. Капитану яхту не продали, она простояла в порту 10 лет, пока не сгнила, после чего её списали. Сейчас судно восстанавливают в детской парусной школе Козьмодемьянска.
 

 

Для справки:

Впервые под флагом Татарстана 30 августа 1997 года яхта «Норд Стар» стартовала в кругосветное плавание.

На борту парусной яхты 5 членов команды:
Капитан - Тюрин Олег Борисович
Старший помощник - Онегин Александр Леонидович
Штурман - Тощев Александр Васильевич
Рулевой - Поликасов Иван Владимирович
Штурман - Тюрин Владимир Борисович

Описание яхты «Норд Стар»

Класс КЕЧ
Тип Сол-1350
Верфь Соломбальская верфь,г.Архангельск, Россия
Год постройки 1995 
 

Параметры:

 - длина - 13,5 м
 - ширина- 3,8 м
 - осадка - 2,4 м
 - водоизмещение 14 тонн
 - двигатель 4 ЧСП-8,5/11-дизель
 - запас топлива 400 л
 - запас воды 300 л
 - площадь парусов 8 кв. м
 

 Мачты:

 - грот - 17 м
 - бизань-15 м
 

Скорость под дизелем 6 узлов

На яхте установлена морская спутниковая станция ИНМАРСАТ-М (Норвегия), дополнительное   радионавигационное и связное оборудование (ГМССБ), АРБ(буй), «Компас-Сорсат», опреснитель,
яхтенный отопитель.

  

Порты захода Отправление Стоянка в портах Дата прибытия Сроки прохождения, в днях Расстояния, в милях
1.Казань-Таганрог 20.08.97 7 15.09.97 17 1100
2.Таганрог-Стамбул 23.09.97 20 21.10.97 9 700
3.Стамбул-Афины 22.10.97 3 02.11.97 12 480
4.Афины-Гибралтар 06.11.97 2 03.12.97 28 1657
5.Гибралтар-Канарские острова 06.12.97 12 13.12.97 8 760
6.Канарские о-ва-о.Мариника 26.12.97 5 20.01.98 26 3500
7.о.Мариника-Кристобель(Панама) 26.01.98 3 20.02.98 26 1935
8.Кристобель(Панама)-Бальбоа(Панама) 24.02.98 7 24.02.98 1 40
9.Бальбоа(Панама)-Манта(Эквадор) 04.03.98 5 16.03.98 13 1275
10.Манта(Эквадор)-о Таити 22.03.98 10 12.05.98 52 4711
11.о.Таити-Сувара 22.05.98 3 13.06.98 23 2720
12.Сувара-Аделаида 16.06.98 20 13.07.98 32 3115
13.Аделаида-Маврикий 03.08.98 7 30.08.98 27 4074
14.Маврикий-Дурбан 07.09.98 5 28.09.98 21 1700
15.Дурбан-Кейптаун 06.10.98 7 13.10.98 8 980
16.Кейптаун-о.св.Елены 21.10.98 4 03.11.98 14 2156
17.о.св.Елены-Байя 07.11.98 7 23.11.98 17 1912
18.Байя-Азорские о-ва 30.11.98 3 08.01.98 39 4250
19.Азорские о-ва-Гибралтар 11.01.99 3 24.01.99 13 1500
20.Гибралтар-Суэта 27.01.99 3 27.01.99 1 30
21.Суэта-Алжир 30.01.99 5 05.02.99 3 519
22.Алжир-Реджо-ди-Калабриа 10.02.99 5 17.02.99 5 710
23.Реджо-ди-Калабриа-Чанаккале 22.02.99 3 02.03.99 5 810
24.Чанаккале-Стамбул 05.03.99 25 06.03.99 1 120
25.Стамбул-Таганрог 03.04.99 10 12.04.99 9 700
26.Таганрог-Казань 20.04.99 3 06.05.99 17 1100
      Итого: 427 дней 42554

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3895 просмотров

Вадим Билюкович #
молодцы ребята. они первые и этим все сказано.если кто-то повторит то это уже будет дубль два.Сейчас кругосветкой уже не удивишь.А вот в далеком 1997 году это была сенсация.А они были для нас героями. Ps.Повезло, пару раз выходил с Тюриным Олегом на Nord Stare после их похода,яхта просто класс в сильный ветер на волге ей нет равных.
0 05.03.2013 в 22:47
андрей #
Есть она была в чесле последних в гонках по волге )
0 29.06.2015 в 12:03

← Назад

Виртуальные регаты Яхт-Ком

 Поделитесь с друзьями о сайте Яхт-Ком!