Юбилей кругосветного плавания Северной звезды

15 лет назад казанцы на деревянной яхте Nord Star (Северная звезда) отправились в кругосветное плавание. Первое в истории России. Причём в команде был только один опытный моряк – капитан. О сломанном компасе, прожорливых морских червях, сомалийских пиратах и гибельных штормах вспоминает капитан Олег Тюрин.
Капитан Олег Тюрин рассказал «АиФ-Казань» о морских червях, сомалийских пиратах и гибели парома «Принцесса Востока».
Шли на ощупь
Олег Борисович влюбился в море, когда был молодым матросом на крупном мурманском рыболовецком судне. Но на кругосветку он решился ближе к 40 годам. В 1994 г. он пригнал из Архангельска новенькую двухмачтовую красавицу-яхту – самую большую в Татарстане. Ее корпус был деревянный - из сосны, длиной она была 13,5 м и 3,8 м шириной. Деньги на вояж дали из бюджета Казани, поэтому яхту украсил флаг РТ, который она пронесла по миру, заявив таким образом о суверенитете республики. Почётную миссию доверили братьям Тюриным – капитану Олегу и штурману Владимиру, рулевому Ивану Поликасову, а также ныне покойным старпому Александру Онегину и штурману Александру Тощеву.
Старт кругосветки из казанского речного порта приурочили к 30 августа 1997 г. Но уже в Азовском море сильный шторм повредил компас – яхта шла «на ощупь». Так что в Стамбуле лодка встала на длительный ремонт. Поэтому началом кругосветного плавания Олег Тюрин считает 16 февраля 1998 г., когда яхта вышла из Турции.
Это была первая в России кругосветка на «деревяшке». Чтобы защитить её от штормов, перед Атлантическим океаном команда установила навигатор и спутниковую связь. Но к сожалению яхту не удалось уберечь от «нападения» морских червей в Полинезии. Эти морские гады проделали в корпусе длинные ходы толщиной с палец, и лодку снова пришлось чинить. К слову, на кругосветное плавание потратили около 100 тыс. долларов. Больше половины ушло на ремонт яхты и технику.
«Бояться бесполезно!»
Почти на два года яхта стала для команды домом. Здесь были туалет, кухонная плита и душ с морской или дождевой водой. Питьевую воду пришлось экономить. С собой брали 300 л, но она портилась. Иногда путешественники пили дождевую воду. Питались в основном крупами, ловили рыбу. В России на яхту загрузили мешок гречки, столько же риса и сахара. Хватило всего, кроме сахара.
На вопрос: «Было ли страшно?» Олег Борисович отвечает: «Бояться бесполезно. Когда идёшь, например, по Атлантическому океану вторые -третьи сутки, то назад - уже далеко, а вперёд - ещё дальше. Ничего не изменишь». Так, во время шторма в Тихом океане в сентябре 1998 г. казанцы слышали сигнал SOS парома «Принцесса Востока», который затонул у берегов Филиппин, унеся жизни сотен человек. Но против шторма яхта добиралась бы к месту катастрофы неделю.
Яхтсмены выбрали не самый лёгкий маршрут – прошли более 50 тыс. км, тогда как длина экватора – 40 тыс. Они первыми из россиян обогнули Австралию не с севера, а с юга, со стороны Антарктиды. В Аделаиде их ждала татарская диаспора, но по дороге из Сиднея казанцы попали в сильнейший шторм. Он начался во время австралийской парусной гонки и потопил 16 яхт, но только не Nord Star.
Перед самым длинным переходом - через Индийский океан -путешественников предупредили о сомалийских пиратах. Но избежать встречи с ними не удалось. На помощь безоружным яхтсменам пришли французские легионеры, которые преградили разбойникам путь в Красном море.
В Стамбул казанцы вернулись в феврале 1999 г., но до Казани добрались только 8 мая, когда растаял лёд. Попытки земляков повторить это путешествие не увенчались успехом, хотя сейчас и яхты прочнее, и оборудование совершеннее.
…Сегодня Олег Тюрин возглавляет казанский яхт-клуб, но своей яхты у него нет. После кругосветки Nord Star осталась на балансе управления железных дорог. Капитану яхту не продали, она простояла в порту 10 лет, пока не сгнила, после чего её списали. Сейчас судно восстанавливают в детской парусной школе Козьмодемьянска.
Для справки:
Впервые под флагом Татарстана 30 августа 1997 года яхта «Норд Стар» стартовала в кругосветное плавание.
На борту парусной яхты 5 членов команды:
Капитан - Тюрин Олег Борисович
Старший помощник - Онегин Александр Леонидович
Штурман - Тощев Александр Васильевич
Рулевой - Поликасов Иван Владимирович
Штурман - Тюрин Владимир Борисович
Описание яхты «Норд Стар»
Класс КЕЧ
Тип Сол-1350
Верфь Соломбальская верфь,г.Архангельск, Россия
Год постройки 1995
Параметры:
- длина - 13,5 м
- ширина- 3,8 м
- осадка - 2,4 м
- водоизмещение 14 тонн
- двигатель 4 ЧСП-8,5/11-дизель
- запас топлива 400 л
- запас воды 300 л
- площадь парусов 8 кв. м
Мачты:
- грот - 17 м
- бизань-15 м
Скорость под дизелем 6 узлов
На яхте установлена морская спутниковая станция ИНМАРСАТ-М (Норвегия), дополнительное радионавигационное и связное оборудование (ГМССБ), АРБ(буй), «Компас-Сорсат», опреснитель,
яхтенный отопитель.
Порты захода | Отправление | Стоянка в портах | Дата прибытия | Сроки прохождения, в днях | Расстояния, в милях |
1.Казань-Таганрог | 20.08.97 | 7 | 15.09.97 | 17 | 1100 |
2.Таганрог-Стамбул | 23.09.97 | 20 | 21.10.97 | 9 | 700 |
3.Стамбул-Афины | 22.10.97 | 3 | 02.11.97 | 12 | 480 |
4.Афины-Гибралтар | 06.11.97 | 2 | 03.12.97 | 28 | 1657 |
5.Гибралтар-Канарские острова | 06.12.97 | 12 | 13.12.97 | 8 | 760 |
6.Канарские о-ва-о.Мариника | 26.12.97 | 5 | 20.01.98 | 26 | 3500 |
7.о.Мариника-Кристобель(Панама) | 26.01.98 | 3 | 20.02.98 | 26 | 1935 |
8.Кристобель(Панама)-Бальбоа(Панама) | 24.02.98 | 7 | 24.02.98 | 1 | 40 |
9.Бальбоа(Панама)-Манта(Эквадор) | 04.03.98 | 5 | 16.03.98 | 13 | 1275 |
10.Манта(Эквадор)-о Таити | 22.03.98 | 10 | 12.05.98 | 52 | 4711 |
11.о.Таити-Сувара | 22.05.98 | 3 | 13.06.98 | 23 | 2720 |
12.Сувара-Аделаида | 16.06.98 | 20 | 13.07.98 | 32 | 3115 |
13.Аделаида-Маврикий | 03.08.98 | 7 | 30.08.98 | 27 | 4074 |
14.Маврикий-Дурбан | 07.09.98 | 5 | 28.09.98 | 21 | 1700 |
15.Дурбан-Кейптаун | 06.10.98 | 7 | 13.10.98 | 8 | 980 |
16.Кейптаун-о.св.Елены | 21.10.98 | 4 | 03.11.98 | 14 | 2156 |
17.о.св.Елены-Байя | 07.11.98 | 7 | 23.11.98 | 17 | 1912 |
18.Байя-Азорские о-ва | 30.11.98 | 3 | 08.01.98 | 39 | 4250 |
19.Азорские о-ва-Гибралтар | 11.01.99 | 3 | 24.01.99 | 13 | 1500 |
20.Гибралтар-Суэта | 27.01.99 | 3 | 27.01.99 | 1 | 30 |
21.Суэта-Алжир | 30.01.99 | 5 | 05.02.99 | 3 | 519 |
22.Алжир-Реджо-ди-Калабриа | 10.02.99 | 5 | 17.02.99 | 5 | 710 |
23.Реджо-ди-Калабриа-Чанаккале | 22.02.99 | 3 | 02.03.99 | 5 | 810 |
24.Чанаккале-Стамбул | 05.03.99 | 25 | 06.03.99 | 1 | 120 |
25.Стамбул-Таганрог | 03.04.99 | 10 | 12.04.99 | 9 | 700 |
26.Таганрог-Казань | 20.04.99 | 3 | 06.05.99 | 17 | 1100 |
Итого: | 427 дней | 42554 |
Похожие статьи:
Новости → 04.03.2011 → Фотофиниш на Velux 5 Oceans
Новости → 26.02.2011 → Презентация фильма о кругосветной арктической экспедиции.
Новости → 16.02.2011 → 3-тий этап сложнейшего маршрута одиночной яхтенной гонки VELUX 5 OCEANS
Новости → 08.02.2011 → Virbac-Paprec 3 продолжает лидировать на Barcelona World Race.
Новости → 01.02.2011 → Кругосветное плавание на солнечных батареях.
Виртуальные регаты Яхт-Ком
Выбор языка сайта
Поддержать Яхт-Ком
Новости недели
Последние комментарии
Словарь яхтсмена
элемент набора корпуса судна; поперечная металлическая или деревянная балка, связывающая бортовые ветви шпангоута. Служит основанием для палубы