Трансатлантика казанских яхтсменов

Трансатлантический переход через океан - от Америки до Европы - совершили казанские яхтсмены Айрат ШАКИРОВ и Михаил КЛОПОУХ. На 11-метровой яхте под парусами они вместе с капитаном - итальянцем Аттилио, и его женой Самантой прошли 2200 морских. Путешествие длилось 19 дней и 4 часа. О том, как оно проходило, Айрат и Михаил рассказали в эксклюзивном интервью «Казанским ведомостям».
Против волны
Михаил: "Обычно такие переходы проходят совсем по иному маршруту - по ветру, волне, течению. Из Америки в Европу чаще идут с Карибских островов на Азорские. Но лодку необходимо было перегнать как можно быстрее. Поэтому наш шкипер Аттилио выбрал другой курс - против ветра и против волны через Бразилию, Африку, через экватор. Для лодки, которой уже 26 лет, это большое испытание. К тому же мы шли тем маршрутом, где очень редко можно встретить корабли. Они только периодически появлялись в зоне радиоэфира. Единственная подстраховка, которая у нас была, - спутниковый телефон. Но мы воспользовались им всего два раза. У моей жены был день рождения, я поздравил ее, а друг передал от меня цветы".
- Путешествие было рискованным?
Айрат: "Каждый выход в океан - всегда риск. Как говорят моряки, мы все под Богом ходим. В любой момент может случиться все что угодно: поломка судна, штиль, потом вдруг неожиданно возникают волны, грозы... Самое интересное, когда идешь под парусами, понимаешь, что живешь здесь и сейчас. А все остальные проблемы уходят на второй, третий, четвертый план... Если, например, на земле что-то можно отложить на завтра или послезавтра, то в океане это невозможно".
- Что толкает современных людей, успешных бизнесменов, в океан, в неизвестность?
М.: Я пошел на это, чтобы переосмыслить заново жизненные ценности, испытать себя. В океане больше начинаешь ценить жизнь, здоровье. Он помогает отключиться от будней, в которых очень много рутины, нервов, повседневных проблем. Когда возвращаешься домой, с новыми силами берешься за работу.
А.: Уход в океан - это не бегство от проблем на суше. Ни в коем случае! Если оставишь дома нерешенную проблему, просто не сможешь спокойно ходить под парусами. Надо уходить в океан с миром в душе, в полном спокойствии и уверенности, что тебя на берегу любят и ждут. Такой переход можно сравнить с полетом в космос - там тоже замкнутое пространство, тоже долгое время находишься с одними и теми же людьми. А в маленьком коллективе - своя психология. Там мелочей не бывает. На лодке от каждого человека зависит здоровье и жизнь всего экипажа. Поэтому у моряков есть железное правило - делать для команды больше, чем для себя.
Через экватор
- Переход через экватор - особенное событие для каждого моряка. Вы его как-то отметили?
А.: Всегда считалось, что человек, перешедший экватор, достоин уважения. Есть много морских традиций посвящения в настоящие моряки после пересечения экватора. Капитан готовит для каждого испытание: кого-то купает, кого-то заставляет проплыть под кораблем, кого-то стрижет, а заядлых бородачей бреет. Когда мы попали в экваториальную зону, конечно отметили это событие - искупались, отдохнули. Но океан нам сразу дал понять, что расслабляться нельзя ни на минуту. Мы вышли из штилевой зоны, начался шторм, дождь, очень плохая видимость. Вообще, море - это как женщина, его надо любить. А океан - мужчина, его надо уважать.
- Искупались на экваторе?
М.: Да, хотя наш опытный капитан предупреждал, что купаться там опасно. Сначала мы не поняли почему - отличная погода, штиль, океан спокоен... Но оказалось, такая идиллия обманчива - вдруг неожиданная волна, и лодку моментально может отнести метров на 20 - 30. Несколько таких порывов ветра - и догнать лодку вплавь будет просто невозможно. Океан непредсказуем! Там, даже, казалось бы, безобидные ситуации могут обернуться серьезной опасностью. Еще меня поразило, что в Южной Атлантике, у экватора, облака настолько низко, что кажется, до них можно достать рукой. Во время грозы молнии сверкают, громыхает гром так близко... Это впечатляет и завораживает.
Яхтинг - не женская работа
- В вашей команде была Саманта. А как же известное морское поверье, что женщина на судне - к беде?
А.: Саманта - замечательная женщина, профессиональный, опытный яхтсмен! Но я считаю, что команда должна быть чисто мужской. На спортивной яхте нет кают, душевых, а кабинка туалета закрывается шторкой. Здесь 24 часа в сутки все друг у друга на виду. А женщина должна оставаться для мужчины загадкой. Раньше женщин на борт брали как балласт. Когда начинался шторм, девушку приносили в жертву океану - бросали за борт. Но после этого моряки должны были назвать корабль ее именем. Такие были традиции.
- А в яхтенном спорте есть чисто женские команды?
- К сожалению, есть.
- Почему к сожалению?
- Женщина - все-таки слабый пол. Она должна быть нежной, женственной, чтобы о ней хотелось заботиться, оберегать ее, в нужный момент подставить свое мужское плечо. А спортивный яхтинг - это тяжелая физическая работа. Женщина-яхтсмен волей-неволей берет на себя мужскую работу. Отдых на круизной яхте - это совсем другое дело.
- Планируете ли создать в Казани яхт-клуб и яхтенную школу?
А.: Мы готовы в этом помочь. Обидно, что живем на Волге, а у нас в Татарстане настоящего яхт-клуба пока нет. Наверное, многие считают, что яхтинг - занятие только для богатых. Это миф! Сейчас он доступен очень многим. Яхтенное движение поддерживают все развитые страны. Мировые регаты проходят под патронажем королевы Великобритании, принца Монако и других королевских особ. У нас есть ребята, готовые осваивать яхтинг. Можно собрать сильную команду, которая будет достойно представлять Татарстан на престижных международных регатах.
Ольга Иванычева, «Казанские ведомости»
Похожие статьи:
Новости → 21.12.2011 → Итоги трансатлантической гонки ARC 2011
Новости → 23.11.2011 → Старт ежегодной трансатлантической гонки ARC 2011
Новости → 24.09.2011 → Приглашение принять участие в гонке Transatlantic Maxi Yacht Cup 2011
Новости → 11.07.2011 → Рекорд скорости от Rambler 100
Новости → 08.04.2011 → Новый рекорд пересечения Северной Атлантики
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Виртуальные регаты Яхт-Ком
Выбор языка сайта
Поддержать Яхт-Ком
Новости недели
Последние комментарии
Словарь яхтсмена
у треугольного паруса различают фаловый,шкотовый и галсовый угол. У четырех угольного грота ,имеющего 2 верхних угла, передний называется верхним галсовым, задний — нокбензельным