Yacht-com.ru - Yachting community Сообщество Яхтсменов Яхтенная команда - Яхт-Ком.рф

Святитель Николай и Апостол Андрей пошли по воде

01.06.2011
article176.jpg

В Петрозаводске стартовал проект, посвященный 365-летию открытия Семеном Дежневым Берингова пролива. Называется он "Арктика - территория открытий".

Это совместный проект правительства Чукотского автономного округа и Российского географического общества.
Старт был дан в Карелии, потому что в Петрозаводске на верфи известного центра "Полярный Одиссей"  были построены два коча - "Святитель Николай" и "Апостол Андрей". Два судовых билета и ключи от двигателей кочей руководитель центра "Полярный Одиссей" Виктор Дмитриев вручил представителям делегации Чукотского автономного округа во главе с губернатором Романом Копиным. Именно правительство Чукотки   заказало известному карельскому центру строительство сибирских судов.
На Чукотке их ждут в 2013 году.Святитель Николай и Апостол Андрей

Два парусных судна "Святитель Николай" и "Апостол Андрей" торжественно спустили на воду на набережной Онежского озера. По древней морской традиции каждое судно освятили. В июне они возьмут на борт первые экипажи и отправятся в научно-исследовательскую экспедицию «Поморское кольцо».
 

Немного истории.
 К чукчам на кочах. По следам Семена Дежнева

Век XVII. Летом 1647 года казак Семен Дежнёв и приказчик московского купца холмогорец Федот Попов организовали «Товарищество из служилых и промышленных людей». Вышли в плавание по Колыме на четырех кочах — для   приобретения новых земель и народов.
Географические открытия не планировались. «Новые землицы» нужны были России, главным образом, для пополнения казны: с чукчей собирали ясак (налог). Чукчи моржовой костью делиться не хотели, в русское подданство «не приводились»…Святитель Николая
В 1647-ом году Дежнева и Попова постигла неудача: кочи были остановлены льдами, и пришлось вернуться обратно на Колыму. В следующем году экспедицию снарядили снова. Семью кочами Дежнев прошел вдоль берегов Чукотки, высаживаясь на берег и вновь продолжая плавание. Дошел до «Онадырь реки», потеряв больше половины товарищей — в кровавых стычках с «чухчами» и кораблекрушениях. Прошел, сам не зная, что совершает географическое открытие…
Семен Дежнев первым из известных европейских мореплавателей прошел на кочах проливом, отделяющим Аляску от Чукотки. Это было в 1648 году, на 80 лет раньше Витуса Беринга. Причем, Дежнев прошел пролив с севера на юг, по всей длине. Беринг же, оставив имя на карте, ограничился плаванием только в южной части…Святитель Николай и Апостол Андрей
А царскому правительству очень скоро пришлось изменить свою политику на Чукотке. Отныне непокорных «чукоч и прочих иноземцев» было велено «призывать в подданство ласкою».
 

Проект «Арктика — территория открытий»
Век XXI.
29 мая нынешнего года в Петрозаводске освящены и спущены на воду два деревянных парусных судна- поморские кочи «Святитель Николай» и «Апостол Андрей». Через два года им предстоит пройти путем Семена Дежнева. Этим летом — первая экспедиция (для обкатки): от Онежского озера по Волго-Балтийскому каналу, Сухоне и Северной Двине к Белому морю. Экспедицию назвали «Поморское кольцо».
«Святитель Николай» и «Апостол Андрей» построены этой весной на верфях петрозаводского морского клуба "Полярный Одиссей". Построены в полном соответствии с традициями русского северного судостроения. Но «реплика» (реконструкция) поморского коча — это не абсолютно точная копия старинного парусного судна.Святитель Николай и Апостол Андрей
«Святитель» и «Апостол» по своим обводам, форме носа и кормы действительно близки к соймам — традиционным русским северным судам, которые упоминаются в архивных документах с середины XVI века.
Складывающаяся мачта и перекрытие-чердак в центре судна подсмотрены на гравюре из трактата XVII века. Голландский путешественник Николас Витсен повествовал в своем труде о «судах московитов».
Длина судна 10,5 метров, ширина — 3 метра. Такие размеры выбраны для того, чтобы позже перевозить кочи по железной дороге (для участия в экспедициях на Чукотке). Высота мачты  8 метров, площадь паруса около 30 квадратных метров. Доски обшивки скреплены «в накрой», медными заклепками. Для страховки на судне есть мотор, полный комплект навигационного оборудования и спасательных средств. Кочи XXI века не только приспособлены для северных экспедиций, но и соответствуют современным правилам государственной инспекции маломерных судов.Апостол Андрей
«Арктика — территория открытий» — масштабный совместный проект Чукотки и Русского географического общества, рассчитанный на три года. Посвящен он 365-летию открытия Семеном Дежневым Берингова пролива. Циферка не круглая, но впечатляющая.
Спуск на воду двух кочей, которым предстоит повторить плавание от Тикси до Анадыря, — событие торжественное. В Петрозаводск прибыли кураторы проекта- губернатор Чукотки Роман Копин и президент Государственной полярной академии, дважды Герой (России и Советского Союза) Артур Чилингаров. Набережная Онежского озера, брызги шампанского (по традиции о борт корабля разбивается бутылка), песни и танцы народов Чукотки.Освящение кочей
 

Клуб "Полярный Одиссей" строит деревянные парусники больше двадцати лет. В 1987 году на воду была спущена первая реконструкция — тоже коч, «Помор». Безмоторный «Помор» под парусами и на веслах ходил северными морскими путями, побывал у берегов Скандинавии, дошел до Канады и Аляски.
 

Коч — деревянное судно длиной не более 15-20 метров, с глубиной осадки до 2-х метров. Одна мачта, прямой парус. Поморы для соединения досок использовали «вицу» — распаренный корень сосны, можжевельника или ели, прутья ивы.  Ею плотно стягивали доски обшивки, готовый борт «пришивали» и прибивали деревянными нагелями к шпангоутам и килю.
Нигде в мире не строили таких больших «шитых» судов, как в Поморье и в Сибири. Впечатляют археологические находки, сделанные в вечной мерзлоте Мангазеи - первого заполярного русского города в Сибири. Сшитые "вицей" бортовые доски получались  толщиной  в среднем  7,5 сантиметров, а шириной до 30 сантиметров.   Суда выходили с мощной обшивкой, но при этом достаточно легкие для волоков.
В период своего расцвета ( XVI–XVII век) технология «шитья» применялась в строительстве всего флота северных поморов. Такие суда регулярно ходили из Колы до Шпицбергена, из Архангельска на Новую Землю и в Мангазею.
 

Поморское кольцо
Итак, первая экспедиция нынешнего проекта. Кочи «Святитель Николай» и «Апостол Андрей» отправляются по Карелии, Вологодской и Архангельской области.
ЭТАП 1 (2 — 13 июня)
Маршрут: Петрозаводск — Кириллов — Вытегра — Тотьма — Великий Устюг
ЭТАП 2 (13 — 21 июня)
Маршрут: Великий Устюг — Красноборск — Верхняя Тойма — Емецк — Холмогоры — Архангельск
ЭТАП 3 (21 — 27 июня)
Маршрут: Архангельск — о. Мудьюг — Ненокса — о. Жижгин — Соловецкие о-ва — Архипелаг Кузова
Конечно, участникам экспедиции не придется ориентироваться по звездам. Да и мотор, если что, выручит. Но путешествие на деревянном судне, которое идет по Онежскому озеру и Белому морю под парусом — совсем не милая прогулка на нарядной яхте вдоль берега. Здесь случаются и семибалльные шторма.
В проекте "Арктика – территория открытий" участвуют также Архангельская и Мурманская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноярский край и Якутия.
В экспедиции примут участие около 30 человек: ученые и профессиональные капитаны из Вологодской, Архангельской областей, Карелии, Санкт-Петербурга и Москвы. В составе экипажа -также польский писатель-путешественник Мариуш Вильк и российские туристы - они тоже займутся научными исследованиями.
 

В предстоящем походе два коча пройдут по «Поморскому кольцу» почти три тысячи километров. Как говорил царь Петр Алексеевич перед походом по Осударевой дороге, «сбираясь найти славу государству, предчувствуя фарт и не имея конфузий…»
 

В планах летней навигации проекта «Арктика — территория открытий» — еще один поход на «Святителе Николае» и «Апостоле Андрее» по маршруту Петрозаводск — Санкт-Петербург — Петрозаводск и участие в ежегодной «Кижской регате».
 

В октябре на верфях «Полярного Одиссея» начнут строить еще пять кочей. В следующем году деревянные суда доставят по железной дороге в Якутию. Экспедиция продолжится по реке Лена: Усть-Кут и Якутск. Общий маршрут больше 4 500 километров.
 

В навигацию 2013 года кочи уйдут в арктическое каботажное (река — море) плавание Тикси– Анадырь, повторив путь Семена Дежнева.
 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 3727 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!


← Назад

Виртуальные регаты Яхт-Ком

 Поделитесь с друзьями о сайте Яхт-Ком!