Yacht-com.ru - Yachting community Сообщество Яхтсменов Яхтенная команда - Яхт-Ком.рф

О парусном спорте

28.10.2011
article374.jpg

Заочный диспут о развитии парусного спорта в России между главным тренером сборной России по парусному спорту Сергеем Джиенбаевым и владельцем Российской парусной команды RUS7 Кириллом Подольским.

Мысли о развитии парусного спорта цитируются из материалов, подготовленных Сергеем Джиенбаевым для сайта ВФПС, и из интервью с Кириллом Подольским - корреспондента "РБК-Спорт".

Кирилл Подольский:

-Каковы наши медальные перспективы на олимпиаде в Лондоне?

Самый реальный претендент на высокие места - это Катя Скудина. Она очень в хорошей форме сейчас и может составить конкуренцию ведущим спортсменкам. По большому счету, она - наша единственная надежда. Есть еще Комиссаров и Лисовенко в «Лазере», которым только предстоит пройти отбор. Наша команда поддерживает Лисовенко, поэтому я надеюсь, что отберется именно он и на Олимпиаде хотя бы приблизится к медалям. В остальных классах я не вижу у российской команды вообще никаких перспектив.

- Что нужно поменять в подготовке сборной, чтобы результаты появились?

Люди, которые сегодня готовят сборную, вряд ли способны добиться высоких результатов. Система подготовки отсутствует, и ничего для ее появления в сборной не делается. Поэтому надежды на Скудину - это не "благодаря", а "вопреки". Она фактически готовится отдельно от сборной. Тренировками Сергея Лисовенко занимаюсь я. Комиссарову тоже помогают.

Нужен «директор» команды. Не главный тренер, а именно директор. Должен быть кто-то компетентный, кто будет приглашать серьезных тренеров и организовывать тренировочный процесс по-другому. Сегодняшняя сборная состоит из «старых» людей - не по возрасту, просто они там долго сидят. И дела обстоят печально. Я был на некоторых сборах и видел,что тренерский состав не выходит на воду.
Тренер сборной должен выигрывать на воде, а не проигрывать. Надо брать в сборную других спортсменов, хотя бы тех, кто не злоупотребляет алкоголем. У нас есть талантливые спортсмены, но им не хватает теоретических знаний - для этого и нужны опытные тренеры, которые могут подсказать. К сожалению, наша сборная сегодня так выглядит, что и выбирать особо не из кого. Материальное обеспечение смешное - кто что найдет. Если не помогать Лисовенко - я не представляю, как бы он гонялся.
RUS7 активно участвует в продвижении национального класса "эМ-Ка". В Таганроге проводится два ежегодных соревнования в этом классе.

- Какие перспективы вы связываете с развитием этого класса?

Пока есть яхт-клуб Пирогово, Ежков и Кузнецов (члены попечительского совета ВФПС, создатели класса) "эМ-Ка" будет постепенно развиваться. Для быстрого роста нет достаточного количества спортсменов. И прирост идет медленно. Есть надежда на корпоративный спорт - например, Yandex купил свою лодку, но это не быстрый процесс. Ну, и пока рост осуществляется за счет энтузиазма - ждать серьезных рывков не стоит.

Что касается самого класса - он мне нравится. "эМ-Ка" - отличная лодка. Единственое существенное ограничение - она не для открытого моря. Плюс - общение в этой тусовке отличное. Я получаю удовольствие, а это для меня самое главное.

- Что сегодня необходимо сделать, чтобы повысить популярность и привлекательность парусного спорта в стране?

Я не думаю, что парус не популярен в России. Людей под парусом ходит достаточно много. Но популяризация нужна любому виду спорта, и идти она должна не через PR, а через вовлечение новых яхтсменов. В этом плане интересен опыт бизнес-регат РБК. Нужно объединять любителей и профессионалов. Тот, кто походил с опытными яхтсменами сразу же сильно прибавляют, больше понимают и сильнее вовлекаются. Такой подход мне близок и кажется верным.

- Скоро состоится вручение премии Яхтсмен года в России, которую организует журнал YACHT RUSSIA. Кому и за какие достижения вы бы отдали номинации: Яхтсмен года? Яхтсменка года? Команда года?

Ну, с яхтсменкой все понятно. Это - Скудина! Там нет других вариантов. И если будет по-другому, то это будет несправедливо. Команда - наверное, Синергия. Тоже не хотелось бы, чтобы кто-то другой получил. В прошлом году вручили команде Аннапурна в классе Дракон - ну при всем уважении к ним, они экипаж, а не команда. Иначе спортивная премия может превратиться в профанацию - «давай этому дадим, т. к. не давали еще». Со спортсменом года мне сложно определиться, затрудняюсь. Самый высокий результат был у Лисовенко, но я запрещу ему вручать премию. Повторюсь, что премия должна оставаться спортивной, и быть объективной...


Сергей Джиенбаев:

Мы часто обращаемся к советскому парусному спорту, как к эталону показанных результатов и завоеванных медалей. Но если взять российскую составляющую олимпийских результатов, то всех рулевых – призеров Олимпиад, можно пересчитать на одной руке за всю историю олимпийского движения…

Недостатком развития нашего олимпийского спорта в первую очередь является диспропорция представительства классов на чемпионатах с огромным перекосом в сторону одиночек...

Откуда брать спортсменов, если до сих пор у нас нет массового юношеского швертбота-двойки? Мы только тронулись с места, организовав строительство 420 в Таганроге…

Трамплин в виде 420 для дальнейшего совершенствования в экипажных олимпийских классах – лучшее решение…
Сегодня наша федерация и особенно попечительский совет оказывают активную помощь детскому спорту. Это в первую очередь строительство яхт, организация фестивалей парусного спорта и других мероприятий. Но когда и как этот ресурс сработает, превратившись в качественный рост членов сборной команды в олимпийских классах, - вопрос непростой.

Решение не прямой, а обратной задачи может существенно ускорить процесс выхода на высокий международный уровень в олимпийских классах. Практически все лидеры мирового парусного спорта стали таковыми в соответствующих классах еще в юниорском возрасте. Юниорская сборная команда России в олимпийских классах – фундамент будущих успехов.

Эта команда должна быть обеспечена и «упакована» по полной программе: матчастью, календарем, системой подготовки, зарплатами и т.д. Спортсмены в детских и юношеских классах должны спать и видеть себя в этой команде. Это цель более близкая и реальная для юного яхтсмена, чем, скажем, стать олимпийским чемпионом. Она по зубам многим. И если удастся направить основной поток талантливой молодежи именно в олимпийские классы, конкуренция, качество отбора, смогут выдать «на гора» таланты, способные не только бороться за олимпийские медали, но и завоевывать их…

Программы «Дракона», макси-яхт, сейчас «Эм-ки» привлекли широкий пласт российских яхтсменов – от тех, кто начинал еще в пятидесятые годы, до нынешней молодежи…

Где брать людей для новых амбициозных проектов и поддержания существующих? В основном из тех, кто будет бороться за лидерство в стране, попадание в сборные команды России, регионов. Поэтому поддержка таких людей на стадии их развития была бы вполне разумна заинтересованными владельцами яхт.

Хозяин яхты или руководитель проекта может набирать любой контингент по своему вкусу.

В сборную команду нет набора, а есть отбор, четко сформулированный и прописанный. Туда спортсмены попадают со своими личными тренерами, которые и осуществляют базовую подготовку с привлечением по мере возможности специалистов извне. И я убежден, что команда состоит из сильнейших на данный момент спортсменов. Существует, несомненно, пакет требований к члену сборной команды, который учитывает тестирование по видам подготовки (теория, ОФП и т.д.), медицину и пр.

Многие из парусной общественности и членов ВФПС критикуют тренеров сборной и спортсменов в бессистемности и отбывания номера, следствием этого и плохих результатов. Уверяю вас, это заблуждение. Сборная команда на 90% финансируется Министерством по спорту, оно таких вещей не допускает и контролирует. Целый отдел чиновников следит за системой подготовки, выполнением планов и расходованием государственных средств. Бюджет, планы подготовки, организация и методика тренировочного процесса, логистика, планирование закупки материальной части, получение приглашений и получение виз, организация медицинского обследования, подача различного рода отчетов (творческих, о выполнении необходимых объемов и достижения заданных параметров, финансовые и т.д.) – вот неполный перечень забот старших тренеров сборной.

В коммерческих компаниях эту работу, как правило, выполняют целые отделы. У нас все это на плечах старших тренеров и начальника команды, при полном отсутствии вспомогательного состава в сборной. Можно назвать это бессистемной работой? За текущий год не одного сбоя в плане работы не произошло, все вопросы, включая закупку материальной части и участия в ЧМ Австралии, были решены тренерским штабом на 100% без привлечения денег ВФПС и Попечительского совета, на все без исключения классы, включая женский матч-рейс.

Естественно, возникает желание получить результат и сразу. Многие говорят: давайте пригласим иностранных тренеров, и они решат все проблемы. Утопия. Согласен, они дадут информацию, у нас это называется КНГ (Комплексная научная группа), которая к сожалению не финансируется государством, но они не решат вопросы со спонсором, с медициной в стране и не поднимут яхтенное производство и массовость. Без всех этих вещей победа не возможна. Мы испытываем это сейчас. Например, с Екатериной Скудиной уже отказываются тренироваться иностранные спарринги – и это за год до ОИ, а что же будет за 2 месяца? И эту проблему не решит иностранный тренер. Поэтому в срочном порядке создаётся российский спарринг при финансировании министерства. А как насчет авторитета страны – судьи, протесты и т.д.?


Все эти вопросы по закону о спорте должна решать ВФПС вместе с Попечительским советом, а не бросать сборную команду страны на эту амбразуру.

В древние времена в конкурентной борьбе побеждали те племена, которые не уничтожали стариков как класс за лишний рот, а чтили историю. Эволюция – это медленный процесс, и его не решить с шашкой на голо.

Давайте любить и развивать парусный спорт. Для всех нас это жизнь.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 2255 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!


← Назад

Виртуальные регаты Яхт-Ком

 Поделитесь с друзьями о сайте Яхт-Ком!