Кругосветная гонка Vendee Globe
10 ноября 2012 года во французском городе Сабль д'Олон стартовала безостановочная кругосветная гонка одиночек Vendee Globe (Вандея Глоб). Уже две яхты безвозвратно сошли с дистанции: Safran - из-за поломки киля в самом начале гонки и Groupe Bel (капитан Кито де Паван) из-за столкновения с рыбацкой лодкой ночью.
Бернар де Брок поломался сразу после старта, воспользовался правом на возвращение, отремонтировался и пока идет последним, отставая от лидера на 500 миль. Лидирует пока, неожиданно для всех, юное дарование (всего 29 лет) Франсуа Габар на яхте Macif. В 2010 году этот гонщик стал чемпионом Франции по одиночным гонкам открытого моря, а в следующем году выиграл регату B to B Transat. Но в кругосветных гонках он не участвовал ни разу.
Лидирующая группа гонщиков, обогнув мыс Финистерре, некоторое время шла с попутными ветрами строго на юг, «облизывая» побережье Португалии, но после столкновения Groupe Bel с траулером здравый смысл возобладал, и гонщики стали один за другим поворачивать на зюйд-вест, уходя подальше в океан. Вторым и третьим сейчас пока идут Армель Ле Клек и Бернард Штамм, а замыкают первую пятерку Винсен Рю и Жан-Пьер Дик.
Не повезло Гутеку (Збигневу Гутковскому): в поисках ветра он самым первым пошел в океан еще на траверзе Финистерре, направляясь в район низкого давления. Но циклон подвел яхтсмена — он оказался малоподвижным и «заполняющимся», как говорят синоптики: вместо ожидавшихся сильных ветров гонщик попал в штилевую зону.
Вандея Глоб - гонка яхтсменов-одиночек, которые по условиям соревнований не имеют права заходить в порты и получать помощь извне. Впрочем, они могут получать помощь от своих соперников, что на регате, существующей с 1989 года, уже случалось. Случалось, что спортсмены гибли в море. Самой трагичной была гонка 1996-1997 годов, когда погиб канадец Джери Руфс (Gerry Roufs), а несколько других участников гонки едва не стали жертвами океана.
В седьмой гонке 2012-2013 года 20 отважных шкиперов из 5-ти стран стартовали в Бискайском заливе, чтобы обойти вокруг света без захода в порты и без посторонней помощи. Три яхтсмена представляют Великобританию, два - Швейцарию, один - Польшу и один - Испанию, остальные - французы. В этом году в гонке принимает участие только одна женщина-шкипер. Это британка Саманта Дэйвис, которая в гонке сезона 2008-2009 годов была четвертой. В рекордном 2008 году на старт вышли 30 лодок . По новым правилам максимальное количество участников не может превышать 25.
Правила гонки сравнительно просты: в ней могут участвовать гонщики исключительно на яхтах класса Open 60. До 2004 года можно было гоняться и на яхтах исчезнувшего ныне класса Open 50, а в более ранние годы люди выходили на старт и вовсе на не классных лодках. Все яхтсмены должны пройти квалификационное одиночное плавание длиной не менее 2500 миль на той же самой яхте, на которой они собираются участвовать в гонке. В этом году все гонщики должны были прибыть к месту старта не позднее 20 октября с тем, чтобы организаторы гонки могли провести тесты яхт на опрокидывание, провести медицинское обследование спортсменов и организовать тренировки и учения по обеспечению безопасности самих гонщиков.
Каждая из 20 яхт, участвующих в этом году в регате, стоит в среднем по миллиону евро и желательно вести её в океане так, чтобы она не пострадала. В 2008 году через 48 часов после старта семь яхт уже были выведены из строя и не смогли продолжать гонку. По этой причине она считается самой неудачной из всех. Регата проводится на яхтах формата Open 60 (однокорпусная яхта 60 футов).
Особенность этого открытого класса (отсюда — «Open») заключается в том, что правила класса требуют от конструктора лишь сохранить несколько базовых параметров лодки, а в остальном он волен рисовать фактически все, что вздумается. Типичная Open 60 последнего поколения имеет длину 60 футов (18 метров), ширину около 6 м, осадку свыше 4 метров, водоизмещение от 6 до 9 тонн. На попутных курсах лодки этого типа могут нести до 600 м² парусов, что позволяет им легко выходить на глиссирование. О скоростных качествах Open 60 говорят такие цифры: в 2003 году Алекс Томсон прошел на своей Hugo Boss за 24 часа 468.72 мили, что означает среднюю скорость 19.53 уз.
Все эти лодки строились и строятся исключительно для гонок, в которых участвуют один (максимум — два) человека, поэтому огромное внимание уделяется эргономике и безопасности яхтсмена.
Именно на этих яхтах появились «качающиеся капсулы» — объединенные в единое целое штурманские столы вместе с креслами, сохраняющие вертикальное положение при любом крене и качке. Еще одной отличительной чертой Open 60 стала «веранда» — часть кокпита, прикрытая развитым козырьком рубки, в которой конструкторы стараются сосредоточить максимум органов управления яхтой. Находясь на «веранде», спортсмен надежно прикрыт от волн и ветра, он может хоть немного вздремнуть в безопасности, но при этом всегда готов «взять поводья в свои руки». В среднем гонщики спят в сумме не более пяти часов в сутки — и так на протяжении всех трех-четырех месяцев пути!
Им предстоит путь длиной 28 400 миль по генеральному курсу вокруг трех мысов: м. Доброй Надежды, м. Льюина и м. Горна. На этой дистанции яхтсменов ждет один официальный «поворотный знак» — крохотный островок Гоф в Южной Атлантике, обогнув который левым бортом, спортсмены должны будут повернуть «налево» и лечь курсом на Индийский океан.
Но это еще не все — организаторы на дистанции расставили семь широтно расположенных «ворот» шириной 445 миль, через которые в обязательном порядке должны пройти яхты (можно не проходить через «ворота» насквозь, а зайти в них с одной стороны и там же выйти: главное — подняться по широте выше «ворот».
В чем смысл этих ворот? Первые из них расположены у южной оконечности Африки и их задача — не дать спортсменам пройти слишком близко к берегу, чтобы не столкнуться с опасным Агульясовым течением. Следующие ворота расположены в Индийском океане на 50° ю.ш., чтобы не пустить гонщиков слишком далеко на юг. Трое последующих ворот размещены так, чтобы яхтсмены не удалялись от берегов Австралии и Новой Зеландии более, чем на 1200 миль (чтобы можно было оказать помощь, случись что). Двое последних ворот находятся в Тихом океане на 52° ю.ш. — опять же, чтобы предотвратить уход гонщиков в опасные южные широты.
Ну, и чтобы яхтсменам жизнь окончательно не казалась медом, им запрещено принимать любую помощь и заходить в любые порты — это равноценно сходу с гонки. Даже пользоваться персональным береговым метеоконсультантом запрещено — только общедоступная синоптическая информация. Единственное послабление действует в течение первых 10 дней гонки: в этот срок еще можно вернуться назад, исправить поломку и стартовать повторно.
Приз победителю — 160 тысяч евро, хотя вряд ли хоть кто-то из спортсменов во время этой гонки думает о деньгах.
Рекорды
Первое достижение в гонке установил в сезон 1989-90 года французский шкипер Титуан Ламазу (Titouan Lamazou), который прошел вокруг света за 109 дней 8 часов и 47 минут. Этот показатель и стал отправным в дальнейших соревнованиях. Следующая регата не смогла его улучшить. Её победитель Алан Готье (Alain Gautier) обогнул земной шар за 110 дней 17 часов и 20 минут. Победителем самой трагичной гонки сезона 1996-97 годов стал Кристоф Ожен. Он установил следующую планку достижений - 105 дней 20 часов и 31 минута.
Француз Мишель Дежуайо (Michel Desjoyeaux) по прозвищу "профессор" (его авторитет в парусном спорте непререкаем) стал первым, кто преодолел барьер в 100 дней. Он показал результат - 93 дня 3 часа и 57 минут (2000-2001). На этой гонке блистала англичанка Элен Макартур, которая финишировала второй. Мишелю Дежуайо принадлежит и рекорд, установленный на гонке 2008-2009 годов. Сейчас он составляет 84 дня 3 часа и 9 минут. В этом году Дежуайо не вышел на старт.
В гонке нет фаворитов, поскольку многое зависит не только от умения в одиночку управлять яхтой, но и от погодных условий, от случайностей и от сюрпризов которые может преподнести Океан на пути вокруг света.
Следить за движением яхт можно на сайте.
Похожие статьи:
Новости → 13.03.2013 → Участник гонки Vendee Globe спасает жизнь больным детям
Новости → 14.01.2013 → Новости с регаты Vendee Globe
Новости → 05.12.2012 → В гонке Vendee Globe - новый лидер и новый рекорд
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Виртуальные регаты Яхт-Ком
Выбор языка сайта
Поддержать Яхт-Ком
Новости недели
Последние комментарии
Словарь яхтсмена
монотипный род деревьев семейства Мальвовые (подсемейство баобабовые), произрастающее, в частности, в Южной Америке. Редкая порода, древесина ее в сухом виде чрезвычайно мягкая и легкая