Yacht-com.ru - Yachting community Сообщество Яхтсменов Яхтенная команда - Яхт-Ком.рф

Кругосветка яхты Икар

06.11.2012
article780.jpg

В музее судостроения и флота г. Николаев состоялась встреча жителей города с экипажем знаменитой яхты «Икар», на которой 25 лет назад было совершено первое в истории советского парусного спорта кругосветное путешествие.
 

Встреча была посвящена 25-летию с того момента, как 9 сентября 1987 года девять николаевцев под руководством капитана Бориса Немирова на яхте «Икар» пошли в кругосветное путешествие, стартовав от Николаевского областного яхт-клуба.

Поход, совершенный старшим преподавателем Николаевского кораблестроительного института Борисом Немировым с институтской командой: старпомом Анатолием Кузнецовым, радистом Андреем Марковым, инженером-океанологом Александром Плякиным, матросом Владимиром Терняком, Станиславом Черкесом, доктором Сергеем Прусовым и штурманом Борисом Яковлевым, был посвящен 200-летию со дня основания Николаева.

Вдали от родных берегов экипаж находился 327 дней, то есть около десяти месяцев, прошел 31 тыс. миль по трем океанам и десяти морям. Это было первое кругосветное путешествие на яхте в СССР. Яхтсмены посетили Варну, Канарские острова, Тасманию, Мальту, Афины, обогнули мыс Горн, пришвартовывались у острова Святой Елены.

Спустя четверть века слегка поседевшие спортсмены с увлечением рассказывали детям о своей «кругосветке». Вспоминали, как тщательно готовились к отплытию, проверяли функционирование всех систем и оборудования на яхте. Продовольственных запасов взяли немало — в основном, картошку, овощи, консервы. Особое внимание уделили проверке двигателя — он хоть и маленький, всего 25 лошадиных сил, но моряков это не смущало, поскольку прежде всего они надеялись на силу ветра, а мотор им нужен был для отхода и подхода к пристаням.

Экипаж Икара 2012В завершение встречи яхтсмены, школьники и юные моряки с удовольствием просмотрели фильм о том, как 25 лет назад «икаровцы»  собирались в большое путешествие, как их с почестями провожали в Яхт-клубе, обнимали жены, плакали совсем маленькие сыновья.

Николаевский книгоиздатель Лев Траспов подготовил для икаровцев сюрприз - сохраненное рулевое колесо, которое во время кругосветки вышло из строя еще в Средиземном море (пришлось использовать аварийный румпель). Отныне этот раритет займет место в экспозиции музея.
 

Также Лев Траспов показал сигнальный экземпляр книги о 125-летии Николаевского яхт-клуба, автором-составителем которой он является. Немало страниц в этом фундаментальном труде посвящено «Икару».
 

Экипаж ИкараКругосветное путешествие  было не единственным достижением экипажа «Икара»: николаевская яхта в 1992 году в качестве почётного гостя принимала участие в международной гранд-регате «Колумбус-92», посвященной 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом. Тогда  за 182 дня они преодолели 15 тысяч миль, впервые пройдя под флагом независимой Украины в Нью-Йорк и обратно. А в 2000 году яхта стала единственным участником от Украины в регате «Третье тысячелетие под парусами», больше известной под названием «Рейс-2000» - из Генуи — в Бостон, а оттуда - в Канаду и Голландию.
 

Яхта Икар

Создателями «Икара» были преподаватели и студенты Николаевского кораблестроительного института. Яхту спроектировали в студенческом конструкторском бюро, которое возглавлял Борис Немиров – педагог и одновременно мастер спорта с солидным яхтенным стажем.

ИкарИкар - стальное двухмачтовое парусное судно предназначеное для учебных, спортивных и туристских плаваний, судовой практики небольших групп студентов, выполнения научно-исследовательских работ. Район плавания – неограниченный.

Длина яхты 16 метров, площадь парусов 150 квадратных метров, осадка 2,55 метра, полное водоизмещение 27,56 тонны, автономность для шести человек – 150 суток. Вспомогательный двигатель мощностью 25 лошадиных сил.

Экипаж кругосветки яхты Икар

Макет ИкараКапитан - Борис Немиров. В экипаж также вошли старпом Анатолий Кузнецов, помощники капитана Станислав Черкес и Александр Кузнецов, судовой инженер Андрей Марков, матрос (он же инженер-океанолог) Александр Плякин, боцман Владимир Терняк. Именно эта «великолепная семерка» на весьма скромной по размерам и оснащению яхте прошла 31 тысячу миль, «оставив позади» Атлантический, Индийский, Тихий океаны и десятки морей. (Начинавшие кругосветный поход Сергей Прусов и Борис Яковлев сошли на берег «на подступах» к Атлантике и вернулись домой).
 

Спортивный подвиг «икаровцев» получил достойную оценку. Государственный комитет по физической культуре и спорту присвоил звание «Заслуженный мастер спорта СССР» Борису Немирову, Анатолию Кузнецову и Владимиру Терняку. Борис Степанович стал почетным гражданином города Николаева. Правление советского Фонда мира наградило экипаж яхты «Икар» золотой медалью. Все члены команды также получили личные серебряные медали Фонда мира.
 

Икар 1987О кругосветном «икаровском» путешествии написаны две книги: «На «Икаре» вокруг света» – автор Борис Немиров и «За чертой Большого круга» – автор Александр Плякин. Но, оказывается, не все дневниковые записи или воспоминания тех лет были в свое время опубликованы. Сегодня готовится к печати новая книга «ЯХТ-КЛУБ. Материалы по истории парусного спорта в Николаевском яхт-клубе»; в нее вошли записи 1987-88 годов из дневника боцмана Владимира Терняка.

Сегодня все участники кругосветного плавания живы и здоровы. Большинство из них продолжают свою деятельность в национальном университете кораблестроения им. адмирала Макарова, занимаются конструированием яхт, участвуют в строительстве парусных судов, воспитывают молодых яхтсменов. Александр Плякин сейчас - профессор Волжского гуманитарного института (г. Волжский Волгоградской области), Борис Немиров уехал в Архангельск. Там обосновалась его семья, там живет отцовская гордость – «капитанская дочка» Екатерина, которая стала капитаном дальнего плавания.
 

Экипаж Икара  с курсантами 2012А "Икар" уже давно стоит у причальной стенки яхт-клуба и продолжает потихоньку гибнуть. Средств на его восстановление и содержание нет. Да и особого интереса у яхтсменов он не вызывает: слишком далеко ушли современные яхты в своем развитии.

Время от времени возникают разговоры о том, чтобы поставить «Икар» на постамент и возвести его в статус памятника. Наверное, это было бы лучшее решение.
 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 4206 просмотров

Нет комментариев. Ваш будет первым!


← Назад

Виртуальные регаты Яхт-Ком

 Поделитесь с друзьями о сайте Яхт-Ком!