Yacht-com.ru - Yachting community Сообщество Яхтсменов Яхтенная команда - Яхт-Ком.рф

Карта морского пиратства 2011

02.11.2011
article379.jpg

Морской разбой жив и развивается.  Стали уже ежедневными событиями нападения на судна, которые держат в страхе экипажи судов и изо дня в день уносят человеческие жизни.

  

 В настоящее время пиратство наиболее активно у берегов Сомалийского региона Пунтленд.   По данным, базирующегося в Англии Международного морского бюро (IMB), подразделения Международной торговой палаты, в первом квартале 2011 года там произошло 97 нападений пиратов из 142-х - по всему миру.

Карта нападений морских пиратовВ основном, пираты захватывают корабли ради выкупа. В мае 2011 года сомалийские пираты удерживали около 480-ти моряков и 50-ти судов в ожидании выкупа. В это же время 1011 пиратов находились в тюрьмах 20-ти стран, либо будучи осуждёнными, либо ожидая решения суда (по данным Организации Объединённых Наций).

По данным центра по мониторингу пиратства, базирующегося в столице Малайзии Куала-Лумпуре, в период с января по июнь этого года пираты 266 раз атаковали суда. Это на 70 раз больше, чем за тот же период прошлого года. Они похитили 495 моряков, убили семерых членов экипажей и ранили 39; 60% из этих нападений совершили сомалийские пираты.

"По состоянию на 30 июня этого года сомалийские пираты удерживали 420 заложников и 20 судов", - утверждают в Центре по мониторингу пиратства.

ПиратыТребуемый выкуп за суда увеличивается. Сообщается, что 7 апреля 2011 года "Intertanko", организация независимых владельцев танкеров уплатила 13,5 миллионов долларов США, чтобы выкупить танкер "Irene SL", перевозивший 1,8 миллиона бареллей нефти и его команду из 25-ти человек. Пираты не заинтерсовались грузом нефти, стоившим 200 миллионов долларов США. Они использовали танкер как боевой корабль, подходили на нём к другим кораблям и расстреливали моряков сверху, пользуясь большей высотой корпуса танкера. Команда танкера провела в плену у пиратов 58 дней.

На антипиратской конференции в Дубаи в апреле 2011 года ущерб от пиратства был оценён в от 7-ми до 12-ти миллиардов долларов в год. Перевозчик Maersk ожидает ущерб компании от пиратства в 200 миллионов долларов США на 2011 год. Это означает дополнительные 100—200 долларов на каждые 3000 долларов для клиентов Maersk. С другой стороны, бизнесы, предоставляющие судам охрану, процветают.

Отличительной особенностью современного пиратства является то, что чаще всего, фактически в 72% случаев, нападения на суда происходят во время их нахождения в территориальных водах или акватории порта. От такого пиратства особенно страдает Сингапур, с его крупнейшим портом в мире, находящимся на полпути с Ближнего Востока в Северную Азию.
 

 

 

Горячие точки:

Сомали. После получения независимости в 1960 году Сомали до конца 70-х годов была одним из союзников СССР в Африке.  Сомалийская армия получала советское оружие и проходила обучение у советских инструкторов. В те времена ситуация в стране была вполне спокойной, а прибрежные районы - безопасными.

Однако в 1977 году совершенно неожиданно Сомали начало войну против соседней Эфиопии. Ее целью был захват области Огаден, претензии на которую ею предъявлялись с самых первых лет независимости. Хотя первоначально сомалийской армии и сопутствовал успех, из-за разрыва отношения с СССР, который предпочел поддержать Эфиопию и оказал ей крупную военную помощь, война для Сомали закончилась тяжелым поражением. Ее армия была разгромлена и отброшена назад.

Это событие и стало точкой отсчета, ведущей к сегодняшней ситуации. Вскоре в ряде районов Сомали началось партизанское движение, ставящее себе целью отделение ряда территорий и провозглашения их независимости. А в 1991 году в стране произошел военный переворот. Правящий 22 года президент Сиад Барре был свергнут со своего поста. После этого в стране началась гражданская война. А за ней последовал и голод, который уже в первый год унес жизни более 300 тысяч человек.

В декабре 1992 года была сделана попытка остановить эту войну. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН в страну прибыли войска США и ряда других государств. Эта операция носила название "Возвращение надежды". Первые несколько месяцев все было более-менее благополучно. Однако после того, как американцы начали вмешиваться в разборки местных группировок и кланов, ситуация значительно ухудшилась. Начались нападения на солдат ООН. Кульминацией стал день 3 октября 1993 года. Тогда в Могадишо произошел бой, который стал известен всему миру. В тот день в результате засады на улицах города погибло 18 американских солдат, плюс, были потеряны два многоцелевых вертолета. После этого тогдашний президент США Билл Клинтон принял решение прекратить операцию. В следующем году американцы покинули Cомали, а еще через год их примеру последовали и остальные страны, убедившись в своей неспособности предотвратить хаос и анархию на обломках бывшего государства. К тому же ООН признала невозможным и оказание гуманитарной помощи по причине отсутствия гарантий безопасности ее сотрудникам.

И вот уже 15 лет здесь идет война всех против всех. Страна разобщена и распалась на несколько противоборстующих регионов, провозгласившими себя государствами, но не признанными мировым сообществом.
 

СомалиСеверная часть Сомали - Сомалиленд - есть собственно армия и государственные структуры, что позволяет контролировать территорию с населением примерно 3.5 млн. человек.

Второе непризнанное государство - Пунтленд. Еще одно образование - Нортленд.  Центральную часть Сомали занимают совсем небольшие по площади территории, принадлежащие нескольким "государствам", в том числе и контролируемым официально признанным правительством. Здесь постоянно происходят столкновения вооруженных группировок друг с другом. В южной части хозяйничают исламские боевики. Правительство фактически ничего не решает, и прав тот, у кого больше солдат и патронов.

После распада государства, на никем не контролируемые воды, на Сомали набросились, как стервятники, иностранные рыбаки и предприимчивые бизнесмены. Итальянские дельцы начали вывозить в воды Сомали для захоронения промышленные отходы, собираемые по всей Европе. А "чужие" рыбаки начали добывать рыбу в гигантских масштабах. Согласно докладу, представленному в ООН, ежегодно в водах Сомали браконьерами вылавливается рыбы на 300–350 миллионов долларов. Сомалийские пираты, поэтому,  пиратами себя не считают и запрещают своим пленникам называть себя подобным образом. Они — или «солдаты», или «береговая охрана», или просто «стражи отечества». Определенные основания для подобных филологических споров есть, или, во всяком случае, были.

Вот такой вот фон и обеспечил разгул пиратства в регионе. Район действий сомалийских пиратов - Аденский залив, лежащий на пути между Индийским океаном и Красным морем. Это один из стратегически важных для мирового судоходства маршрутов, по нему проходит половина всех балкерных (насыпных) грузов и примерно 30% контейнерных перевозок. Здесь, между берегами Сомали и Йемена в направлении Суэцкого канала ежегодно проходит около 20 тыс. судов.

В НигерииНо кроме района африканского рога в Мировом океане есть и другие места, где существует риск встретиться с джентльменами удачи. Одно из таких мест расположено на противоположной стороне Африке - в Гвинейском заливе. Как и три столетия назад, сегодня любое судно в этом районе может подвернуться пиратскому нападению. И хотя по общему количеству атак Гвинейский залив существенно уступает Сомали, тем не менее, этот район считается достаточно опасным для мореплавания. Так, в 2009 году здесь было зафиксировано 28 пиратских нападений. Причем, следует отметить, что эти нападения гораздо опаснее, чем сомалийские. Здесь гораздо чаще применяют оружие, и риск быть убитым также существенно выше.

Третьим районом, традиционно пользовавшимся дурной репутацией последние десятилетия, является Малаккский пролив. Через этот оживленный перекресток морских путей, являющийся самым коротким маршрутом между Европой и Азией, каждый год проходит около 50-ти тысяч судов всех классов, что составляет порядка 20-25% всех морских грузоперевозок в мире.

Пираты на Японском танкереЗначительная часть местных "джентльменов удачи" составляют местные жители, которые вынуждены промышлять подобным образом, чтобы заработать себе на жизнь. При их нападении на судно до серьезных последствий дело, как правило, не доходит. Такие "пираты" тащат все, что плохо лежит и после кражи стараются поскорее уйти в море.

Однако в морях Юго-Восточной Азии действуют и организованные банды, которые прекрасно вооружены и оснащены технически. Они информированы о движении судов и характере грузов, что позволяет им выбирать из них наиболее ценное. Именно они и представляют наибольшую опасность, тем более, что при нападении такие пираты предпочитают не оставлять свидетелей.
 

Современное законодательство:

В международном праве пиратство — это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских судов, совершённом в открытом море. К пиратству приравнивается нападение во время войны кораблей, подводных лодок и военных самолётов на торговые суда нейтральных стран. Пиратские суда, летательные аппараты и их экипажи не должны пользоваться защитой какого-либо государства. Независимо от флага, пиратские суда могут быть захвачены кораблями или летательными аппаратами, состоящими на службе какой-либо страны и уполномоченными для этой цели.

В российском законодательстве уголовная ответственность за пиратство предусмотрена статьей 227 УК РФ, согласно которой пиратство — это нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.

Экономика пиратства:

В начале этого года на пиратском фронте взорвалась "мегатонная бомба" под названием «Экономическая цена пиратства» — это исследование, подготовленное американским фондом One Earth Future Foundation и торжественно презентованное в Лондоне. По данным исследования цифры убытков от пиратства — 8—12 млрд долларов ежегодно, и полученных пиратами «доходов» в виде выкупов — 177 млн долларов в 2009 году и 238 — в 2010-м. Эти цифры признаны ООН и международными морскими организациями. Однако часть специалистов считают эти цифры завышенными.

Считается, что мировая экономика несет от пиратства следующие виды убытков:
— убытки непосредственно от захвата судов;
— от изменения маршрутов следования судов;
— связанные с расходами на обеспечение безопасности судов (от колючей проволоки до вооруженной охраны);
— от возросшей в десятки раз стоимости страхования;
— расходы на военно-морские силы, присутствующие в регионе;
— связанные с обеспечением уголовного преследования пиратов;
— связанные с проведением различных конференций, симпозиумов, круглых столов и т.п., посвященных проблеме пиратства, в том числе финансирование исследований.

Самые «интересные» убытки —  от возросшей стоимости страхования. Средний размер страхования за разовый проход — 20 000 долларов. Те же страховщики получают доходы от посредничества при выплате выкупов и на рынке охранных услуг. Страховщики уже имеют свою систему охранных услуг и включают свою охрану в пакеты страхования. Частные охранные агентства утверждают, что цена такой охраны существенно превышает цены на услуги обычных. Итого, бизнес страховщиков на пиратстве может оцениваться в сотни и сотни миллионов долларов. Но и этого мало: страховщики создают свой собственный частный военно-морской флот, причем, оплачивать его будет, согласно их планам, Евросоюз…
В этой связи возникает вопрос: могут ли люди в система морского страхования искренне желать искоренения пиратства?  
 
Что делать с захваченными пиратами? 
 

Основополагающим документом является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, вступившая в силу в 1994 году и ратифицированная Россией в 1995-м. Статья 100 конвенции обязывает все государства пресекать пиратство в открытом море. Статья 105 позволяет захватывать пиратов и судить их по законам захватившего государства. Таким образом, военный корабль любой страны имеет право захватить пиратов и выдать их любой стране. Почти  каждая страна может судить пиратов, особенно если пострадали граждане этой страны. На практике, однако, дело обстоит иначе.

Арест пиратовЕсли пиратское судно перехватывают в море, то уликами служат оружие, большой запас топлива (пиратские лодки буквально заставлены бочками с бензином), лестницы и «кошки». Иногда пираты при приближении военных успевают выбросить оружие за борт. Реже удается взять преступников с поличным в момент захвата судна.

Но где же судить преступников? В Западной Европе наказание сомалийцам превращается в фарс. Пираты, напавшие в январе 2009 года на голландское судно, были осуждены в Нидерландах к пяти годам лишения свободы. Они счастливы в тюрьме. По словам адвоката, «они первый раз в жизни оказались в безопасности. В первый раз увидели настоящий туалет и душ». По отбытии наказания сомалийцы смогут подать документы в иммиграционную службу Нидерландов, чтобы получить вид на жительство как беженцы. Кроме того, для правосудия по европейским стандартам зачастую не хватает улик: задержанный в океане сомалиец с автоматом в руках формально не является пиратом.

Африканские страны не горят желанием видеть у себя пиратов. Усилиями ООН удалось убедить Кению и Сейшельские острова подписать соглашения с США, Европейским союзом, Великобританией, Китаем и рядом других стран о приеме пиратов для уголовного преследования, причем, Кения получила для этого финансирование в размере одного миллиона долларов. К настоящему времени в Кении находятся в заключении и ожидают суда около 150-ти пиратов, на Сейшелах – 11пиратов. Кения уже заявила, что ее тюрьмы переполнены, расторгла договоры с Данией и Великобританией и угрожает расторжением договора с Евросоюзом. В свою очередь Евросоюз сейчас вербует на роль судьи и тюремщика Маврикий, Мозамбик, ЮАР, Танзанию и Уганду.

Таким образом, существующая система уголовного преследования пиратов малоэффективна. Причины этого скорее финансово-организационные, нежели юридические: судить и содержать пиратов в заключении дорого и хлопотно. Следовательно, создание какого-либо особого международного антипиратского суда не изменит ситуацию.

Командиры военных кораблей, захвативших пиратов, не желают связывать себя пленниками и ждать, пока какое-либо государство согласится их принять. Отпустить пиратов на волю – это самое простое и наименее затратное решение. Разумеется, при этом конфискуется оружие и  часть плавсредств.

 Из истории пиратства:

Согласно одной из легенд, дошедшей до нашего времени, однажды пленником пиратов стал не кто иной, как Гай Юлий Цезарь. Он сохранял полное спокойствие и готовил свои речи, не обращая на пиратов никакого внимания. Те же решили потребовать за него выкуп в размере 10 талантов (1 талант был равен 26,2 кг серебра). Забавно, но именно это стало причиной того, что Цезарю изменило самообладание: он был возмущен, что за него собираются запросить столь, на его взгляд, мало. Он заявил, что стоит 50 талантов. Разумеется, пираты милостиво согласились с ним. Его угрозы поквитаться с ними они оставили без внимания.

Выйдя после внесения выкупа на свободу, Цезарь со своим войском настиг преступников, захватил почти их всех в плен. 30 пиратских вожаков были распяты на крестах. Благодарность Цезаря за хорошее к нему отношение, когда он был в их руках, выразилась следующим образом: он распорядился, чтобы перед казнью им перерезали горло, избавив тем самым от долгих мучений.

 

Теги: пираты
Рейтинг: 0 Голосов: 0 8748 просмотров

Миша #
Статья очень хорошая мне понравилась , только мало карт
0 22.05.2016 в 12:51

← Назад

Виртуальные регаты Яхт-Ком

 Поделитесь с друзьями о сайте Яхт-Ком!