Yacht-com.ru - Yachting community Сообщество Яхтсменов Яхтенная команда - Яхт-Ком.рф

Частные заметки шкипера.

Автор блога: Иванович
Все рубрики (4)
Стальная" мель" в океане.
0
Частные заметки шкипера. (Блог). Стальная "мель" в океане. В середине июля 2012 года в моём, по большей части, одиночном переходе вокруг Европы на своей парусной Хансе 385 по имени" УРСУЛА" ,произошло знаковое событие, а именно, - я преодолел половину дистанции! И произошло это на юго-западной дуге-границе Бискайского залива после двухнедельной борьбы с бесконечными западными ветрами, дующими вдоль северного побережья Испании, после" побегов" (когда это было возможно) от встречных же штормов, гейлов и дорого обходящихся (из-за необходимости двигаться под мотором) штилей. Для более яркого восприятия сказанного, процитирую свою же запись из судового журнала яхты "УРСУЛА" от 15.07.2012 года, внесённую после перехода из г. Луарка к мысу Ортегаль, за которым побережье плавно поворачивает на юго-запад и ,далее, на юг. "Бискай достал!!! Два дня шторм, день - ни то ни сё, день - штиль!!! Ветер всё время с запада ( очень редко с северо-запада, юго-запада)! Нужно немало терпения и сил, чтобы в нескончаемых лавировках пройти вдоль северного побережья Испании с востока на запад!!! Однако. кажется, пришло время сказать Бискаю: "пока-пока"! (Судя по количеству восклицательных знаков в цитируемом, эмоции меня захлестнули полностью!.) При этом, я буду не прав. если не акцентирую внимание читателя, на другой стороне перехода вдоль северного побережья Испании, а именно, на моём полном наслаждении красотами горных и предгорных пейзажей, восхищением от не вполне испанской архитектуры г.Сан-Себастиан, восторгом от классической красоты надскального замка-крепости, нависающего над океаном в городке Санта Ана, удивлением от аутентичности каравеллы-музея времён Колумба, стоящей в гавани Бермео и ... Но, вернусь к основному изложению и процитирую следующую запись в судовом журнале яхты от 16.07.2012 г. "Не верю! Ветер с востока-северо востока!!! Около пяти баллов по шкале Бофорта. "Урсула" полетела... Иду, взяв первый риф со скоростью около 8 узлов. На траверсе - Ла Корунья... Задуло прилично... Лавируя на курсе фордевинд, временами с трудом справляюсь с лодкой, ибо попутная волна наложилась на океанскую зыбь и интенсивно сбивает "Урсулу" с курса. Решаю не заходить в Ля Корунью, учитывая что хорошо иду ,и что уже несколько дней не укладываюсь в запланированный график движения. Но радость одна- Бискай - за кормой!!!" Сейчас, спустя десять лет, и вчитываясь в странички судового журнала, очень хорошо понимаю чувства своего эмоционального подъёма после постепенного ухода на юг , вдоль западного побережья Испании! Ближе к вечеру ветер начал стихать, скорость упала, при этом, и волна уменьшилась, а я неожиданно и впервые в своей жизни обнаруживаю за кормой менее, чем в полукабельтове плавники довольно крупной ( метра три) акулы. Сначала я с интересом поглядывал на неё, но она продолжала двигаться за яхтой, временами, то удаляясь. то приближаясь к яхте, причём довольно долго . Не знаю почему, но я заволновался, вдруг вспомнив, что читал в детстве одну из книжек с морскими рассказами, в одном из которых было написано, что белые акулы , якобы, предчувствуя гибель судна, преследуют его, выжидая его гибель, и соответственно. возможность напасть на тонущих людей... Думаю, что за глупость была написана, а сам поглядываю на следующую за яхтой акулу. Но, неприятное волнение закончилось, так как я приближался к берегу для ночёвки в ближайшей от маяка Пунта Нариго рыбацкой маринке посёлка Кориньо. Акула же, разумеется, осталась в океане, но уже встав на якорь в марине я с волнением думал о том , зачем же всё-таки акула преследовала яхту? На всякий случай проверил исправность яхтенного оборудования, тем не менее. ночью мне спалось не вполне глубоко и комфортно... Утром следующего дня я проснулся довольно рано, быстро позавтракав я просмотрев в очередной раз карту "живую"и карту электронную, отметил для себя ,что вся акватория Атлантики западнее Испанского побережья отмечена как регион, где проходят учения субмарин!!! Но запретов и ограничений для судоходства нет. Я вышел в океан. Начался, по сути , обещавший быть ничем не примечательным переход под парусами. Срезая изрезанность береговой линии я довольно далеко ушёл в океан. Погода была солнечной и по настоящему яхтенной. Курс-бакштаг. Я то сижу, то стою за штурвалом, подстраивая паруса, подтягиваю потуже. чтобы достичь максимальной скорости. Вчерашнюю акулу пытаюсь разглядеть на поверхности океана, но нет, не вижу. Наконец забываю о ней. "Урсула" идёт со скоростью около семи узлов, при этом я пытаюсь поймать очередной склон волны океанской зыби, чтобы "скатиться" с очередной "горки". Далее ,было НЕЧТО абсолютно непредсказуемое, НЕЧТО, которое я даже в кошмарных снах не мог себе представить!!! Я находился, примерно, в семи-восьми милях от берега и, ориентировочно, в пятнадцати милях от городка Мурас, в марину которого направлялся. Глубины были таковы,что только для учений субмарин они и предназначены! Стоя за штурвалом и наслаждаясь движением под парусами я вдруг ощущаю очень резкое торможение яхты, похожее скорее на удар, при этом , из под киля звучит жёсткий металлический скрежет чугунного бульбокиля о какой-то металл, а лодка чуть приподнимается, присаживаясь на" мель"!!! Я по инерции наваливаюсь на штурвал, но он, к счастью , не ломается, выдержав мои сто кило!!! Не знаю как, но на каком-то автомате я быстро кручу штурвал влево, чтобы увеличить крен для уменьшения осадки и тягу парусов... Со скрежетом, режущим мне ножом по сердцу, "УРСУЛА" как бы съезжает с "мели"... Я всматриваюсь назад, пытаюсь разглядеть что-либо под поверхностью воды! Но нет , ничего не вижу, да и с курса лодка ушла в сторону, но насколько, мне было трудно определить. Нет, никаких даже теней под поверхностью воды не вижу... Следом прислушиваюсь не включилась ли автоматическая трюмная помпа откачки воды, но Нет, ничего не слышу?! Сбрасываю грот, быстро закручиваю стаксель. Следом, кубарем лечу в яхту! Поднимаю слани в месте крепления киля! Руки дрожат! В голове молниями летают вопросы! Работу помпы не слышу! Всё в порядке с килем? Вижу- все болты на месте, ничего не сорвало! Трещин по корпусу в месте крепления киля нет!?! Придирчиво ещё и ещё раз всё осматриваю... Дальше пулей возвращаюсь в кокпит, хотя на душе уже поспокойней. Лодка повернула, вторых ударов не было, значит с пером руля-порядок!?! Открываю пол кокпита. Всё в порядке! Хочу нырнуть под яхту, чтобы осмотреть днище и перо руля, но тут же... вспоминаю про акулу. Решил не усугублять себе нервную встряску, и на волне, и памятуя об акуле, под яхту нырять не стал, отложив до прихода в марину! В целом, ситуация - какой-то фантастический ужас!!! Что это было? Наезд на рубку подводной лодки? Разве такое может быть? Нет -это из области кошмара! Тогда что? Полузатопленный грузовой контейнер, которые во время штормов, бывает срываются за борт с контейнеровозов!? И как случилось, что это металлическое НЕЧТО находилось на глубине 195-200 сантиметров? Только на такой глубине яхта не врезалась в это НЕЧТО, а как на лыже скользящим ударом слегка проехала по нему, ибо бульбокиль яхты имеет форму, напоминающую веретено диаметром около 30-40 сантиметров, соответственно, теоретически подобное скользящее столкновение реально, а если это подводное НЕЧТО имело, например, слегка скруглённую форму (рубка подводной лодки), то две скруглённых поверхности при скользящем столкновении, вполне могли разойтись со скрежетом.. .Эта история для меня-остаётся абсолютной загадкой! Знаю, наверняка, одно-Господь Бог уберёг меня от трагедии!!! Именно в результате подобных событий неверующие люди становятся верующими и моряки, в том числе. Меня же правильно воспитали, соответственно, я-Православный! Зайдя в марину городка Мурас я понырял под днище, осмотрев насколько это было возможно и бульбокиль и перо руля. Никаких повреждений вообще не обнаружил! С благодарностью вспомнил о мастерах и конструкторах верфи "Хансе яхтс групп! А на следующий день, немного придя в себя , продолжил свой переход вокруг Европы, и мне предстояло пройти ещё около 2500 морских миль!
Оценили 7 человек
"Про"щание славянки"
0
"Прощаниеп Славянки".                                                             В последнее время,в свете обострившегося до крайности Противостояния Цивилизаций, мы Русские  Люди имеем ежедневно огромное количество отрицательных информационных новостей, порою психологически подавливающих... Поэтому, мне захотелось поведать Вам, уважаемый читатель, о небольшой положительной, и в определённых смыслах, показательной истории из моей шкиперской практики.                                                                                                      Итак, осенью 2015 года мои старые клиенты (любители яхтенного отдыха) пожелали совершить очередное яхтенное путешествие, при этом, в качестве шкипера видели, именно, меня. Поскольку в указанный временной период моя яхта "УРСУЛА" (Хансе 385) находилась в аренде у третьих лиц, было решено арендовать яхту у итальянской чартерной компании "Паралелло 38". Нами был запланирован 15-дневный круиз вокруг Сицилии, который впоследствии и был успешно совершён, при этом. носил он явно спортивный характер с ночными переходами, ибо дистанция была достаточно большой.                      И вот мы после перелёта из Москвы в Катанью и авто-броска к городку Тоннарелла на сицилийском побережье Тирренского моря оказались в марине Портороза, где нас ожидала отнюдь не свежая 40-футовая "Дюфур гранд ладж-40" 2014 года выпуска. согласно чартерного договора. а старенькая "Дюфур-445", с которой впоследствии мы поимели некоторые проблемы..., но мы были поставлены перед фактом не вполне честной замены свежей яхты  на" видавшую виды", хоть и более крупную (что более затратно) "Дюфур 445" (К сожалению, таковы реалии чартерного яхтенного бизнеса в европе).  Приемка парусной яхты в чартер процес, который требует не только шкиперского но и технического опыта и, соответственно . занимает немало времени, особенно, учитывая факт необходимости сохранить немалую сумму депозита, который в случае определённых поломок на яхте по вине капитана ,или экипажа, возвращается не полностью (как правило), а иногда и хуже...  Так как мои клиенты-туристы были уже на радостях. что оказались на борту яхты. и были в предвкушенгии только хорошего отдыха,им не терпелось быстрее разделаться с формальностями,поэтому постоянно подгоняли меня, а в результате я кое-что упустил. за что пришлось позже расплачиваться...  Наконец, определившись с необходимым снаряжением и дополнительными опциями, в частности , с арендой генакера, мы , наконец, поставив подписи,  оказались в начале нашего путешествия! Время подходило к вечеру и загрузившись на яхту, дружеская компания спешила быстрее обустроить вечерний стол... Однако, необходимо было поднять под левой краспицей флаг национальной принадлежности экипажа, а именно, Флаг РОССИИ. Мои туристы-люди достаточно опытные, поэтому у них оказалась довольно мощная, хоть и небольшая магнитола. И записаны  на этой магнитоле были и Гимн РОССИИ , и Марш "Прощание Славянки" и.... Как известно, капитан на судне-лицо закона, поэтому, моё указание построиться на палубе для подъёма флага было выполнено беспрекословно. При этом, был включён на полную громкость Гимн РОССИИ. Поскольку время было вечернее. то в марине на соседних яхтах было немало людей... Поднимая Флаг РОССИИ, не только я обратил внимание на то, что люди разной национальной принадлежности приостановили свою деятельность на яхтах и замерли, слушая Гимн РОССИИ...  Я же не спешил, медленно поднимая Российский триколор... По окончании процедуры, кое-кто, даже похлопал... По сути, настроение было приподнятым и мы разместились за столом в кокпите ...  Выход в море намечался утром, поэтому, можно было расслабиться, что мои туристы и делали, уговаривая и меня пропустить рюмочку-другую. Однако, будучи человеком непьющим, тем более, находясь уже при исполнении обязанностей шкипера, и предчувствуя нестандартную ситуацию, разумеется, я только, что называется пригубил и через некоторое время отошел ещё раз всё проверять на яхте.  Тем временем, потемнело, а мои туристы начали достаточно быстро "согреваться", хотя погода была прекрасной, марина комфортной и обустроенной, а ночь обещала быть ласковой... Через некоторое время у кого-то появилась идея выйти в море немедленно?! Подобные экспромты мне были явно не по душе, хотя мною была предварительно изучена акватория в районе Липарских островов, тем более, что мне доводилось проходить мимо них и через Мессинский пролив. в том числе. Моя компания явно провоцировала меня на ночной выход.. Ну. просто по-мальчишески они окончательно "согревшись" начали меня и "подкалывать," апеллируя к моим шкиперским навыкам... В конце -концов я поддался на провокацию и... Время шло к полуночи... На некоторых яхтах люди отошли ко сну... Мы же отдали концы, включили на всю катушку "Прощание Славянки" и по узким каналам Марины Портороза пошли к выходу в Тирренское море... С некоторых яхт нам помахали на прощание, а я отметил для себя очередной раз, что мы- представители Великой Страны-Цивилизации, гимн и другую музыку которой знает немалое число обычных людей в разных там европах...!!! Выйдя в море, мои туристы "покайфовали", вкушая запах роз, в обилии посаженных в марине, глотая морской воздух тёплого сицилийского побережья и открытого моря, и буквально  через 20-30 минут бухнулись спать, разбежавшись по каютам... Ну а я повёл яхту к Липарским островам...
"Атаки" французских "рафалей".
0
"Атаки" французских "рафалей".
Не сомневаюсь, уважаемый читатель, что подавляющее число яхтсменов,тем более, шкиперов-капитанов круизных яхт, совершавших длительные путешествия, или переходы на большие дистанции, имеют в своей памяти немало историй,или событий, о которых стоит рассказать не только с точки зрения неординарности произошедшего, но и с точки зрения шкиперского опыта, которым лучше всё-таки поделиться...   Итак,поделюсь с Вами, одной из подобных историй.
В яхтенный сезон 2012 года мне довелось пройти вокруг Европы, проведя собственноручно свою парусную яхту Хансе 385 "Урсула" из немецкого Грайфсвальда на Балтике  в черногорский Тиват на Адриатике. События же, о которых я повествую произошли в Бискайском заливе Атлантики у юго-западного побережья Франции,ориентировочно, между приморскими городками Аркашон и Капбретон. На тот момент я, отправив в Россию супругу, вновь остался на яхте один и вышел ранним утром в океан на юг в сторону северного побережья Испании. Погода для Бискайского залива была довольно редкой -практически, штиль при абсолютно чистом небе и прекрасной видимости. Очевидно, из-за погоды, не предвещавшей ничего плохого, и расстроившись, что проводил супругу, я пребывал в каком-то расслабленном состоянии...Тем не менее, я обратил внимание на полное отсутствие  каких бы то ни было судов в пределах видимости, но особого значения этому обстоятельству не придал, как и на удивление самому себе, забыл  о том, что в этом районе акватории, по которому я двигался, запрещено движение судов, что было соответствующим образом отмечено как на электронных немецких, так и на бумажных русских (бывших военно-морских) картах(!). И вот милях в 7-10 к югу от Аркашона и  в 5-7 милях от побережья я слышу над головой звук двигателей, и подняв голову,  вижу вертолёт ВМФ Франции, из открытой двери которого мне что-то пытаются показать активно жестикулируя. В ответ я приветственно помахал французам... Далее, вертолёт опускается ещё ниже, рисуя при этом круги над "Урсулой",  а из открытой двери вертолёта я вижу ещё более интенсивную жестикуляцию... Тут я  сообразил, что нужно срочно кормовой флаг Ямайки повесить(яхта была зарегистрирована там),что я немедленно  и делаю, при этом ,указывая лётчикам вертолёта на Русский триколор под левой краспицей, показывающий национальную принадлежность экипажа яхты. (Догадываюсь какими словами меня обзывали французы!) И только спустя ещё некоторое время я включаю рацию и выхожу в эфир традиционно на 16-м канале на английском  языке с вопросами в чём причина персонифицированного внимания ко мне и моей яхте?  Мне на француззком, что-то достаточно раздражённо говорят, но понял я только слово "Русси"... Далее, я рассердился, что они не переходят на английский и выдал на Великом И Могучем пару фраз с использованием ненормативной лексики... И о , чудо, они переходят на английский, предлагая мне перейти на ( кажется ) 9-тый канал... Переключившись на указанный канал я получаю жёсткое предупреждение о том, что я нахожусь в запретной зоне учебных артиллерийских и ракетных стрельб,  и что я обязан немедленно лечь на обратный курс в сторону Аркашона... В ответ мне приходится не вполне адекватно отвечать, что я двигаюсь на юг в Средиземное море, и что я готов уйти далеко в океан на столько, на сколько они потребуют, но назад мне двигаться не имеет никакого смысла... Слышу раздражённую французскую тираду с использованием слова" Русси"... После ещё-минутки-другой  моих приреканий, я наконец, получаю добро на перпендикулярный от берега курс в Атлантику на удаление не менее 25-30 морских миль, а также сообщение, что мои действия будут отслеживаться и в случаен нарушения мною указаний меня ждёт неминуемая кара...(?!)  Соответственно, я меняю курс на 90 градусов и ухожу всё дальше и дальше в океан. Вертолёт ВМС Франции покидает меня и я - один в океане, как мне поначалу показалось. Но не успел я толком успокоиться и прийти в себя, при этом не прошло и 15-20 минут, как на высоте порядка зоо метров, закладывая виражи, надо мной с мощным реактивным грохатом пронеслась пара представителей французских ВВС. На сто процентов идентифицировать марку истребителей я не берусь, но мне думается, что это были "Рафаль-2000".Самолёты очень быстро ушли за горизонт.У меня на языке вертелась только ненормативная лексика... Я попытался связаться по рации с теми, с кем общался с полчаса назад, однако, мне на запросы не ответили.Прошло ещё немного времени. И тут на горизонте, где сливалось удивительное по красоте голубое небо с бескрайней глубокой синевой океана я заметил два серых пятнышка и на мгновение позже -две тёмные точки на фоне этих пятнышек. Через несколько мгновений снижаясь, как бы для атаки, над мачтой моей Урсулы пронеслась та же пара французских "рафалей", причём мне показалось , что уж слишком низко! Ситуация была понятна-мою яхту используют как учебную цель!!! Вы мне можете не поверить, мой уважаемый читатель, но эти заходы на "цель" повторились, ещё дважды!!!
Очевидно, что это было прямым, хоть и очень жёстким наказанием меня, как довольно строптивого нарушителя...  На мои попытки связаться с французами и выразить своё возмущение никто не ответил. А спустя ещё пару часов французы вышли на связь, что я вышел из запретной зоны и могу далее следовать своим курсом, при этом, издевательски пожелали успешного путешествия. Вот, такова была, не показавшаяся мне смешной, история общения с французскими военными в Бискайском заливе Северной Атлантики.
Торнадо.
+2
Вчера, в Южной Адриатике мне пришлось "убегать" от смерча...  Казалось бы, имею некоторый парусный опыт, в частности, переход (наполовину в одиночку)вокруг Европы, да и водномоторный опыт имеется, но так близко торнадо я ни на реках, ни в морях, ни в Атлантике  никогда не видел!!!
Сказать, что я испугался, не скажу (были в моей парусной практике намного более критичные ситуации), но ощущение опасности было, ибо физика этого явления до сих пор полностью не изучена! Это, знаете ли, как с шаровой молнией-никто не знает куда она полетит и когда взорвётся...
Хотелось бы услышать мнение коллег-шкиперов, спортсменов-яхтсменов!?!

← Назад