Российские яхтсмены в Антарктиде

Российские парусные экспедиции после открытия Антарктиды продолжили тревожить ее покой.
Вначале немного истории об открытии Антарктиды. Ещё лет двести назад даже европейские географы ничего не знали о континенте вокруг Южного полюса, но о его существовании многие догадывались.
В поисках таинственной Южной земли в конце января 1774 года экспедиция великого английского мореплавателя Джеймса Кука достигла самой южной точки похода: 71°10 южной широты и 106°54 западной долготы. Кук находился приблизительно в 200 километрах от ближайшего выступа Антарктиды в море Амудсена. Но на пути были айсберги и ледяные поля, и Антарктиду он не увидел.
В 1775 году Кук сделал запись, которая станет скоро известна всем мореплавателям и географам: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы… Из-за страшного холода!»
Правда, сам он через год предпринял вторую попытку покорения Антарктиды. Кук открыл еще несколько островов Южной Георгии, Землю Сандвича и сделал следующую запись: «Если кто обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий. Но должен сказать, что миру его открытия не принесут никакой пользы». Таким образом, Кук поставил под сомнение саму возможность существования Антарктического материка и утверждал, что область, лежащая за Южным полярным кругом, бесполезна для человечества. После этого Кук больше уже не ходил в Антарктиду. И, помня его отзыв, очень долго туда не ходил никто. Ошибочные выводы Кука значительно затормозили дальнейшие поиски Антарктиды.
Но вот, почти через полвека, 4 июня 1819 года русская экспедиция на шлюпах «Восток» и "Мирный" под командованием капитана Фаддея Беллинсгаузена отправилась «изведать страны Южного полюса». Шлюпом "Мирный" командовал лейтенант Михаил Лазарев.
Из записки Ивана Крузенштерна морскому министру: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжение краткого времени достанется, непременно, в удел англичанам или французам».
28 января 1820 года русские корабли вплотную подошли к краю континента вблизи 70° южной широты. Этот день считается днем открытия Антарктиды.
В ноябре 1820 года экспедиция вторично отправилась к ледовому материку с целью обогнуть его. В начале февраля 1821 года русская экспедиция закончила путешествие вокруг Южного материка. Беллинсгаузен первый совершил полное плавание вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70°.
Приоритет открытия Антарктиды русскими мореплавателями получил признание у западноевропейских исследователей. Так, руководитель английской антарктической экспедиции Джеймс Росс писал: „Открытие наиболее южного из известных материков было доблестно завоевано бесстрашным Ф. Ф. Беллинсгаузеном, и это завоевание на период более 20 лет оставалось за русскими».
Все экспедиции 18 и19 веков были совершены, хотя, и на парусных, но больших кораблях и с многочисленными командами. В наше время вокруг Антарктиды стали отправляться экспедиции даже с малочисленными экипажами на парусных яхтах, значительно уступающих по величине парусным кораблям.
Конечно, теперь командам стало значительно легче, потому что на лодках используются современное оборудование и совершенные средства связи. Но кругосветка под парусом осталась настоящим испытанием мужества мореплавателей. Опасностей в Арктике не стало меньше: ледяной покров поверхности материка остался прежним, пронзительные ветры ураганной силы и огромные волны океана норовят перевернуть и затопить лодку, и грозят столкновением многочисленные айсберги.
Несмотря на опасности, российские яхтсмены продолжают традиции своих славных предшественников: упорно предпринимают все новые экспедиции, имеющие целью обогнуть Антарктиду и, по возможности, как можно южнее проникнуть к ее берегам.
Учёные установили, что только море Росса летом всегда доступно для плавания до гораздо более высокой широты, чем любое другое антарктическое море.
Уже в наше время, летом 1998 года из Лиссабона (Португалия) стартовала русская экспедиция Георгия Карпенко на парусной яхте «Урания-2» с целью обогнуть земной шар в меридиональном направлении. Она должна была стать первой в истории мореплавания парусной кругосветкой идущей с севера на юг и с юга на север. «Урания-2» должна была спуститься по Атлантике до Антарктиды и далее идти по Южному Полярному Кругу вдоль антарктических берегов на запад до траверза с Новой Зеландией (130 градус в. д.). После этого намечалось подняться по Тихому океану с юга на север к Берингову проливу, от которого Северным морским путем пройти в Атлантику и закончить это путешествие в Санкт - Петербурге.
Георгию Карпенко – капитану «Урании-2» - было в то время 57 лет. Он окончил строительный факультет МИИТа и являлся действительным членом Географического общества и членом ассоциации полярников России.
Экспедиция носила патриотический характер. Г. Карпенко решил пройти маршрутами Беллинсгаузена и Лазарева и стать второй парусной российской экспедицией к Антарктиде.
Все помнят, что1998 год был очень трудным годом для России: дефолт, безработица, инфляция; многие бизнесмены разорились в то время. Экспедиция не носила государственного и правительственного характера, поэтому с ее финансированием дела обстояли очень плохо. Дефолт лишил возможности получить полноценную спонсорскую помощь. В результате, желающий оказать помощь АвтоВАЗ смог дать только две машины, которые необходимо было самим реализовать, да известный водочный бизнесмен Смирнов сумел выделить 20 ящиков водки. Позже в Англии они продали ее яхтсменам и на вырученные деньги приобрели радар. Вот и вся спонсорская помощь!
К тому же, в то время в России было полное отсутствие яхтенной среды, которая смогла бы профессионально помочь нашим патриотам.
Яхта Г. Карпенко, получившая название «Урания-2», на которой предстояло плыть к Антарктиде, была спроектирована и построена в 1992-1994 гг. на заводе «Северная верфь» в Петербурге специально для этого плавания. Это был 70–тонный парусник длиной 22м с металлическим корпусом красного цвета. Посмотрим, как поведет себя этот парусник в деле.
В плавании к Антарктиде обнаружились разные, мягко говоря, странности проектирования яхты, которые доставляли много хлопот и неудобств команде, а иногда даже приводили к опасной ситуации. Например, попадание забортной воды вовнутрь яхты через систему осушения трюмов, из-за чего яхта дважды еще в Балтике чуть было не отправилась на дно.
Выяснилось, что рулевое управление плохо слушалось и требовало больших усилий для управления пером руля. В некоторых случаях штурвал нужно было постоянно подкручивать в одну сторону. Это было так же, как если бы шофер постоянно крутил руль в одну сторону, а автомобиль при этом продолжал ехать по прямой. Выяснилось, что не работает водяная помпа в системе охлаждения двигателя.
В яхте было около километра канализационных и прочих труб, которые густой сетью сплошь покрывали машинное отделение и трюм, из-за чего нельзя было показывать иностранцам эту часть яхты, чтобы не компрометировать отечественное яхтостроение.
На яхте не было печки, поэтому в кают-компании даже днем было холодно и неуютно, и спускаться туда лишний раз не хотелось. От холода отогревались только иногда, когда устраивали баню.
Часто члены команды не могли сойти на берег в портах, чтобы отдохнуть и хоть как-то отвлечься от суровой обстановки – у них не было ни цента, постоянно скудное питание подрывало силы.
Не смотря ни на что, с огромными трудностями, Карпенко приводит яхту к берегам южного континента в районе украинской станции Вернадского. "Урания-2" стала первой российской парусной яхтой посетившей Антарктиду после экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.
Далее команда поставила задачу: прорваться по широте Южного полярного круга на запад через моря Беллинсгаузена и Амундсена, и придти в Новую Зеландию с юго-востока. Никто - ни французы, ни англичане, - считающие район Антарктического полуострова частью своей яхтенной судьбы, не делали даже попытки такого плавания.
Кроме того, команда Урании хотела попытаться пересечь параллель 70° южной широты, установив тем самым рекорд проникновения парусных яхт на юг.
Но средств на дальнейшее путешествие не было, и чтобы заработать деньги команда решила принять участие в марафоне, который богатые иностранцы организовали на леднике Антарктиды. И побежали наши яхтсмены - из последних сил бежали, - но к финишу не пришли- выдохлись. Иностранцы же - спасибо им – прослышали про трудности русской команды и собрали для «Урании-2» 900 долларов. Пополнив продовольственные запасы на украинской станции «Вернадского», 19 февраля 1998 года яхта отправилась в незнакомый, нехоженый яхтами район Антарктики. Дальнейший маршрут экспедиции после нескольких часов дебатов и споров команда первопроходцев определила: решили идти в районе 65-66 градусов южной широты.
Уже в первую неделю плавания яхта попала в жестокий шторм. Как только начался шторм, тут же появились айсберги. Они маячили внушительными горами сквозь снежную пургу и уже обступили «Уранию-2» со всех сторон. К этому времени на яхте были порваны почти все паруса, и они шли на одном триселе. Ревел океан, стремительным горизонтальным пластом летел снег.
Затем шторм сменил полный штиль. Мореходам необходимо было продержаться на широте 67-68 градусов хотя бы еще полторы тысячи миль и при этом не свернуть на север. Яхта продвигалась вдоль Южного Полярного Круга, как бы держась за эту невидимую нить, постоянно пересекая его, в ту или другую сторону
Когда от Антарктического полуострова «Урания» прошла на запад около полутора тысяч миль, она уперлась, как в стену, в сильные западные ветра. До 130 меридиана осталось 600 миль. Что бы хоть как-то изменить ситуацию, запустили двигатель и пошли на волну. Это почти не увеличило скорость, но при этом много расходовалось топлива.
При очередной попытке команды завести двигатель, он вышел из строя - это был приговор! С этого момента пошла сплошная черная полоса. К этому времени команда была предельно измотана физически и психически. Страх овладел людьми. Команда требовала идти на север: «Мы не хотим погибать во имя твоих идей!»
Повернуть на север означало: во-первых, потерю дистанции меридиональной кругосветки, во-вторых - удлинение кругосветки на целый год.
Но они уже так далеко забрались на юг, что в любой день в этот район могла придти зима и сковать океан. Ждать попутных ветров стало уже опасно - море как вымерло, ушли птицы и звери, освободив место зиме.
8 марта, после мучительных раздумий, из середины моря Амундсена, в достигнутых координатах 108 градусов 30 минут западной долготы и 66 градусов 44 минуты южной широты капитан принял решение - возвращаться в Мар-дель-Плата через пролив Дрейка и мыс Горн.
Почти без парусов, без мотора через бушующие шторма, в паническом настроении команда прошла пролив Дрейка, и через месяц яхта подошла к входу в порт Мар-дель-Плата (Аргентина). На этом маршрут закончился, так как не было ни сил, ни возможности продолжать плавание, и команда разлетелась, - кто куда. Урания была в Антарктиде два месяца
Плавание было обречено на неудачу с самого начала из-за отсутствия финансирования.
Винить можно только неудачное время для плавания и ненадежность яхты. Кто знал, что в стране разразится экономический кризис, именно перед стартом. Но все-таки хочется верить, что опыт - пусть и горький - не пропал даром и послужил уроком для других последующих экспедиций.
После этого плавания Г. Карпенко написал книгу "Под парусом в Антарктиду".
В середине сентября 2004 года, через 6 лет после неудачного плавания Георгия Карпенко, в Санкт-Петербурге был дан старт экспедиции Николая Литау на яхте "Апостол Андрей"
Н. Литау к тому времени уже был Заслуженным мастером спорта, Действительным членом Русского географического общества, кавалером Ордена Мужества и нескольких зарубежных медалей. В то время ему было 49 лет, он окончил Московский Государственный открытый университет. Работал в строительном управлении Главмосстроя.
Идея плавания была поддержана Военно-морским флотом России и Правительством Москвы, а соорганизаторами экспедиции выступили Клуб «Приключение» и российский журнал «Вокруг Света».
Яхта была построена в 1996 году на Тверском вагоностроительном заводе. К началу кругосветного плавания она была отремонтирована и модернизирована.
Длина корпуса яхты 16 м, корпус - стальной, вооружение – две мачты, «кэч». Водоизмещение «Апостола Андрея» - 25 т, мощность двигателя 85 л.с. Лодка была оснащена современными средствами навигации, радио– и - телефонной связью, имела все необходимое для жизни и работы экипажа 5-7 человек.
Имя яхте - «Апостол Андрей»- дал Патриарх всея Руси Алексий II, и он благословил команду в плавание.
Экипажу «Апостола Андрея» предстояло пересечь Атлантический океан с тем, чтобы, достигнув берегов самого неприступного континента – далекой Антарктиды, обогнуть ее, не выходя севернее 60 параллели (границы антарктического региона), и попытаться пересечь параллель 70° южной широты, установив рекорд проникновения парусных яхт на юг.
«Апостол Андрей» благополучно пересек Атлантический океан, достиг Уругвая и в конце декабря 2004 года из Монтевидео (столицы Уругвая) команда отправилась к ледяным берегам Антарктиды. Новый 2005 год команда встречала на Южных Сандвичевых островах.
Кругосветка началась от Гринвичского меридиана, с направлением на восток, а не на запад, как у Карпенко. Антарктида холодно встретила незваных гостей: жестокий шторм в море Содружества, непростая ледовая обстановка в море Дейвиса и в море Дюмон д’Юрвиля.
Пробираясь ледовыми лабиринтами, среди айсбергов и туманов, яхта пересекла Южный полярный круг, посетила французскую антарктическую станцию Дюмон д’Юрвиль,
Половина антарктической окружности осталась позади, и ветры нужных направлений позволяли надеяться на успешное завершение «ледового» похода, когда в ночь на 3 марта 2005 года случилось непредвиденное. Находясь в семистах милях от побережья материка в точке с координатами 63°44′ ю.ш. и 169°15′ з.д., (в море Росса) из-за поломки рулевого устройства «Апостол Андрей» лишился возможности управляться, потеряв перо (лопасть) руля, и дальнейшее плавание по намеченному маршруту стало невозможным.
Использовав деревянную дверь кубрика в качестве пера, и соорудив временный руль экипаж направился к ближайшей земле – Новой Зеландии. Яхтсменам пришлось возвращаться на северо-запад, против преобладающего направления ветров, (тех самых, которые прервали экспедицию Г. Карпенко), миновать зону осенних циклонов и пересечь «неистовые» пятидесятые широты.
В апреле яхта прибыла в порт Веллингтон (столица Новой Зеландии), пройдя без руля 2250 миль. В Веллингтоне лодку отремонтировали, и российское судно направилось к родным берегам в порт Владивосток, с тем, чтобы осенью снова вернуться в Антарктиду. Благодаря помощи моряков Тихоокеанского флота яхта была основательно подготовлена к продолжению кругосветки.
Осенью 2005 года, покинув Владивосток, яхта пересекла Тихий океан и опять оказалась в Новой Зеландии. Спустя месяц после ухода из Новой Зеландии, "Апостол Андрей" достиг берегов Антарктиды.
23 января 2006 г. яхта пересекла 60-ю параллель по 175 меридиану западной долготы, т.е. на 8 градусов западнее точки, в которой они покинули зону Антарктики в прошлом году, прервав кругосветку из-за потери руля. Теперь "Апостол Андрей" продолжил свой путь вокруг Антарктиды на восток, опускаясь по дуге большого круга к материку и пересекая еще не пройденные западные меридианы.
7 февраля 2006 г. яхта прошла широту 71градус 10минут - максимальную параллель, которой достиг Джеймс Кук 30 января 1774 года. Кук материк не увидел, поэтому его и не открыл. Теперь наша команда подтвердила, что действительно с этого места в море Амундсена Антарктида не видна. А отделяло Кука от материка всего лишь (по разным источникам) 100 или 200 миль.
Теперь перед ними лежали широты, не видавшие паруса от сотворения мира. Пройдя дальше, на 35 миль южнее места, где остановился Кук, они уперлись в огромный айсберг, налево и направо от которого, белой полосой тянулось ледовое поле, простирающееся до горизонта, насколько хватало видимости. "Апостол Андрей" достиг кромки дрейфующих льдов, дальше на юг дороги не было. На экране GPS стояли цифры: 71 45 ю.ш. и 113 10 з.д. Это был рекорд: так далеко на юг на парусной яхте еще никто не забирался!
15 марта 2006 года «Апостол Андрей» замкнул рекордное Антарктическое кольцо в точке пересечения 60-й южной параллели и Гринвичского меридиана. Главная цель кругосветной экспедиции Николая Литау была достигнута!
Эта экспедиция оказалась намного удачней плавания Г. Карпенко. К моменту плавания Николая Литау значительно изменилась к лучшему экономическая ситуация в стране: Государство и спонсоры смогли оказать поддержку. Поэтому команда была лучше обеспечена финансово: люди имели все необходимое, имели возможность сойти на берег, отдохнуть, набраться сил. Поэтому настрой команды был боевой, она не пала духом при неудаче в море Росса и продолжила плавание. Но в один год она не уложилась.
Через два года еще один наш соотечественник - знаменитый путешественник Федор Конюхов – теперь уже в одиночку - обогнул Антарктиду, приняв участие в гонке Antarctica Cup Race Track, которая была организована при содействии правительства Австралии.
Идея мероприятия была такая: впервые в истории парусного спорта опоясать континент гоночным круговым маршрутом. В гонке планировалось задействовать четыре класса яхт, в том числе и однокорпусную яхту со спортсменом-одиночкой. По правилам в гонке могла принять участие любая яхта океанского класса; ей было необходимо обогнуть Антарктиду, оставаясь в коридоре между 45° и 60° южной широты, не заходы в порты. При этом внешняя помощь была запрещена. Маршрут плавания: порт Олбани (Австралия) - Южный Тихий океан – пролив Дрейка – Южный Атлантический океан – Южный Индийский океан – порт Олбани.
Фёдор Конюхов заинтересовался этим предложением и на яхте «Торговая сеть "Алые Паруса» решил выступить в роли испытателя нового маршрута.
Его уникальная 27- метровая яхта была построена в 2000 году по заказу известного французского миллионера. В 2003 году российская торговая сеть «Алые Паруса» приобрела яхту и заключила соглашение с Федором Конюховым, предоставив ему эту макси- яхту для установления на ней ряда океанских рекордов. К моменту гонки на этом паруснике Фёдор Конюхов уже плавал в течение четырех лет.
Корпус лодки, водоизмещением 56т, был выполнен из морского алюминия, мачта - из углепластика; навигационная рубка была оборудована всем самым современным оборудованием, позволяющим одному человеку управлять океанской яхтой. Однако на борту не было отопления: во-первых, чтобы избежать конденсата, который мог губительно сказаться на электронных приборах, во-вторых – в целях экономии топлива.
На борту яхты «Торговая сеть Алые Паруса» была установлена система спутниковой навигации GPS , разработанная американцами, так как отечественная система спутниковой навигации ГЛОНАСС в то время не была адаптирована к одиночному походу. Конюхов шел в одиночку, поэтому имел право использовать автопилоты.
Австралийский оргкомитет гонки заключил соглашение с канадским бюро по наблюдению за дрейфующими льдами в Антарктике и Арктике, которое на безвозмездной основе - из интереса к событию - согласилось предоставлять гонщикам информацию об айсбергах в районе от мыса Горн до мыса Доброй Надежды в Южной Атлантике. Но и это не давало 100% гарантии от столкновения с айсбергами, так как спутники фиксируют айсберги размером от 150 метров и больше, в то время как льдины в 2-3 метра представляют не менее серьёзную опасность для яхты, но остаются невидимыми для аэрофотосъемки. Так что, в основном, Ф. Конюхов шел вслепую.
Итак, 26 января 2008 года Ф. Конюхов стартовал из австралийского порта Олбани, чтобы стать первооткрывателем нового, неизведанного ранее, маршрута. На борту с Федором были мощи Святого Апостола Андрея Первозванного, и он страшно боялся, что если с ним что-то случится - мощи останутся здесь в Южном Океане.
Когда яхта «Торговая сеть Алые Паруса» пересекла 40 градус Южной Широты - это означало, что парусник вышел в первый пояс Южного Океана - Ревущие Сороковые широты. Для того чтобы обогнуть мыс Горн Фёдору и его яхте нужно было выйти в Неистовые Пятидесятые, а возможно, и в, так называемые, Кричащие Шестидесятые. Все эти шумные названия южные широты получили от моряков 18 века за тот свист и вой ветра, который ревет в снастях.
Оргкомитет гонки разбил весь маршрут вокруг Антарктиды на секторы, которым присвоил имена великих исследователей внесших вклад в исследование ледового континента: Дюрвиля, Кука, Вилкиса, Росса, Беллинсгаузена, Дрейка, Шеклтона, а также имена известных яхтсменов, которые проходили в этих широтах, таких как Эрик Табарли, Джо Сандерс, Кай Катти (первая женщина, которая совершила кругосветное плавание нон-стоп) и т.д.
Вскоре «Яхта Торговая сеть Алые Паруса» пересекла первый сектор на маршруте Antarctica Cup Race Track, находящийся на 130 градусе Восточной долготы и названный в честь французского мореплавателя Дюмона Дюрвиля.
19 февраля яхта попала в страшный шторм с ветром 50-60 узлов, который держался целых три дня. Постоянно шел дождь, переходящий в мокрый снег. Вся экипировка Конюхова была мокрая, сыро и холодно было и на палубе, и в каюте. Волны не позволяли открыть люки для проветривания. А волны были такой высоты, что когда яхта была на вершине, в ложбине между волнами парили альбатросы. Яхта и капитан с большим трудом выдержали это испытание.
Очень помогало в пути то, что Ф. Конюхов постоянно получал сведения об айсбергах, приближающихся штормах и рекомендации по корректировке пути следования.
Южный Тихий океан не давал ему расслабиться даже в спокойную погоду, приходилось постоянно быть на палубе и наблюдать за горизонтом, так как айсберги шли стеной, высокие, как небоскребы.
Кроме айсбергов и другие опасности подстерегали яхту. Однажды на поверхность вынырнул кит-горбач и с таким шумом выпустил воздух, что Федор растерялся и не понял, что произошло. Кит прошел в 15-ти метрах от борта. В другой раз, выйдя на палубу он обнаружил, как в 50 метрах на большой скорости шел на сближение с яхтой гигантский кашалот, как торпеда выстреливая воздух и не обращая никакого внимания на яхту. Фёдор успел резко увернуться от кита, и тот прошел буквально в пяти метрах от яхты.
Гонщик - одиночка находится в постоянном напряжении и заботе о курсе, приборах, айсбергах, ветре, парусах, заряде аккумуляторов и т.д. Здесь горячий душ и пара часов сна кажутся невероятной роскошью. Если позволяла погода, моряк каждый день проводил, осматривая и проверяя оснастку яхты и оборудование.
Постепенно начала давать о себе знать апатия и некое безразличие: нужна была перемена или позитивное событие, и лучшей встряской было событие - проход мыса Горн и выход в Атлантику. Мыс Горн известен среди моряков всего мира как "Кладбище кораблей". Волны на огромной скорости стремятся в пролив Дрейка, как в горловину, при этом постоянно свистят штормовые ветра.
В начале марта яхта Конюхова попала в это "Кладбище кораблей". 30- тонную яхту Федора поднимало и бросало, как щепку, волны страшно ударяли в днище. Один из автопилотов сгорел от напряжения, яхта на секунды потеряла управление и завалилась на борт. В полнейшей темноте приходилось действовать вслепую. В результате было повреждено правое перо руля, сорван главный ветроуказатель B&G и порван грот.
«Пахло смертью…»,- вспоминал потом капитан Конюхов. Но вот пролив – позади и, исправив повреждения на ходу, он все же смог продолжить гонку.
Самый сложный этап гонки был от мыса Горн на восток, в сторону Австралии через Южную Атлантику: океан буквально был забит айсбергами. Считалось, что ни одна гоночная яхта не проходила в этом районе. Традиционно кругосветные гонки проводились из Европы.
В середине апреля яхта оказалась в полосе сильных морозов. Ледяной ветер обжигал легкие, трудно было дышать, плотный снег осложнял работу, палуба была скользкой , как каток.
В конце апреля в Индийском океане - новое испытание: сильный встречный шторм, как стена, не давал продвигаться на восток. 24 часа провел капитан без сна - на кофе и чае. Позднее на вопрос, о чем он мечтал в этих условиях, он ответил: "Еще об одном человеке на борту. Иногда очень тяжело осознавать, что на тебе - весь объем работ: ты и рулевой и тактик и механик. Бывают дни, когда просто хочется за кружкой чая обсудить прогноз погоды или уснуть, зная, что напарник контролирует ситуацию…»
7 мая 2008 года макси- яхта «Торговая сеть Алые Паруса» пересекла наконец финишную линию, завершив плавание вокруг Антарктиды. Официальное время в пути 102 суток, 0 часов, 56 минут и 50 секунд.
На финише Федора встречал Боб Вильямс - президент Antarctica Cup и другие официальные лица. На причал пришли сотни встречающих, город приветствовал Федора сигналами автомашин и пожарной сиреной. Радио ABC в прямом эфире освещало процедуру финиша и вручения кубка.
Фёдор Конюхов стал первым яхтсменом, который в одиночку обогнул Антарктиду и пересек Южную Атлантику от мыса Горн, до мыса Доброй Надежды находясь южнее 45 градуса.
Сектор номер 12 в Южной Атлантике, проходящий по нулевому меридиану (Гринвичу) был назван в честь первого чемпиона гонки Antarctica Cup 2008 - Фёдора Конюхова.
Если учесть, что еще один сектор был назван я честь россиянина Фаддея Беллинсгаузена, то большая часть Южной Атлантики на маршруте Antarctica Cup была закреплена за российскими мореплавателями.
Прошло еще четыре года, и в сентябре 2012 года из Севастополя в двойную кругосветную экспедицию на паруснике «Скорпиус» (Scorpius) отправилась команда российских и украинских яхтсменов во главе с капитаном Сергеем Низовцевым.
Это было не одиночное плавание, как у Федора Конюхова, и оно было несравненно лучше подготовлено по сравнению с экспедицией Георгия Карпенко, но и задачи капитаном были поставлены намного сложнее. Экипаж «Скорпиус» должен был совершить два кругосветных плавания за один год, пройдя путь вокруг Антарктики и Арктики и достигнуть 77 градус ю.ш. в море Росса. В высоких широтах команда обязалась протестировать отечественную систему ГЛОНАСС и сравнить ее показания с зарубежными аналогами.
Антарктиду парусник уже обогнул, и это дает возможность сравнить это плавание с тремя предыдущими плаваниями вокруг Антарктиды.
Капитану Сергею Низовцеву к моменту старта исполнилось 53 года, он окончил МГИМО, в 90-е годы стал предпринимателем.
В 2010 году он приобрел супер-яхту «Скорпиус»- со стальным корпусом, длиной 29,5 м и водоизмещением 128 тонн, которая сошла со стапелей в Германии в 1991году. На яхте практически остался прежним только корпус, вся техническая начинка была заменена и установлена специальная печка, позволяющая поддерживать температуру до +20ºС , чего не было у других яхт. Бюджет путешествия составил 2 миллиона евро.
Яхта была оснащена спутниковой связью, радиосвязью, Интернетом и системой ГЛОНАСС, с помощью которой можно отслеживать местонахождение яхты.
Экипаж яхты - российско-украинский (один член экипажа – кок - женщина). Низовцев считает, что за последние годы власти России и Украины сделали многое, чтобы два великих народа были разобщены. Совместное плавание должно показать, что дружба народов не подвластна действиям правителей.
Старт кругосветки состоялся в начале января 2011 года от российской станции Беллинсгаузен. Команда, попрощавшись с полярниками, договорилась о встрече там же через два месяца.
Через несколько дней плавания судно со всех сторон оказалось окружено внушающими ужас ледяными глыбами, которые выплывали из окутавшего все вокруг тумана. Попытки отпихнуть ледяные глыбы оказались тщетными - размеры некоторых достигали половины величины яхты. Оставалось только лавировать среди этих белоснежных гигантов, напряженно вглядываясь вперед.
Усилился ветер, который, вместе с ледяным дождем, ухудшал видимость. Набирающие силу волны так и стремились опрокинуть на яхту острые ледяные валуны. Взяв курс на север, уткнулись в сплошной непроходимый ледяной слой. Яхта “Scorpius” оказалась в критической ситуации - на севере стоял сплошной лед, а с других направлений на лодку шли ледяные конгломераты, несущие не меньшую опасность. Команда всю ночь провела, не смыкая глаз. Два человека постоянно дежурили на носу, руками указывая безопасное направление. Зачастую от фатального столкновения отделяли считанные сантиметры.
В начале февраля в море Космонавтов яхта попала в настоящий ураган в 10 баллов: ветер 60 узлов (более 100 км/час) и 25-30-метровые волны. С палубы снесло все: антенну спутниковой связи «Иридиум» - единственный способ поддерживать связь с миром людей, радар, потом все паруса.
Отдавая себе отчет, что лодке необходим ремонт и новые паруса, чтобы суметь замкнуть поход вокруг Антарктиды, капитан принял решение зайти на остров Тасмания (Австралия). Нужна была передышка после почти полутора месяцев в Антарктиде - в ледяном океане среди штормов, айсбергов и туманов, - чтобы не сломался дух команды, чтобы ей хватило мужества и сил для дальнейшего плавания.
Капитан, по мобильной связи, которую удалось восстановить, заказал доставку парусов из Испании, запасного винта из Голландии и договорился о том, чтобы им разрешили зайти в Австралию без виз, по аварийной ситуации.
В середине февраля яхта достигла берега Тасмании и пришвартовалась в бухте Хобарта.
Сделав необходимый ремонт, загрузив 12 тонн топлива, с новыми прочными парусами команда «Скорпиуса» в начале марта отправилась продолжать плавание.
Море встретило их штормовыми ветрами, и случилась большая неприятность: вышел из строя грот. Пришлось до конца похода обходиться без главного паруса.
Яхта взяла курс на 95 градусов восточной долготы – в точку, где была прервана кругосветка
В середине марта яхта была в море Росса, и вся команда находилась в напряженном ожидании конечной южной точки экспедиции - границы непроходимых льдов. До какого градуса на юг позволит вторгнуться ее Величество Антарктида?
Утром 15 марта стало понятно, что море замерзает, и дальше идти было уже опасно. Прибор показывал 74градуса 18 минут южной широты и 153градуса 18 минут западной долготы. Это был первый рекорд плавания. Н. Литау дошел до 71градуса 45 минут южной широты.
«Скорпиус» зашел дальше на юг почти на 160 км.
Обычно уже в феврале в Антарктике из-за сплошного льда плавание на таком судне, как «Скорпиус» было бы невозможным. Но С. Низовцеву повезло: погода была удивительно теплой для этих мест, поэтому команда чувствовала себя комфортнее, чем два месяца назад в начале кругосветки. К тому же, близкий конец этого трудного этапа маршрута вселял в сердца людей радость и оптимизм.
24 марта лодка покинула море Амундсена и зашла в последнее антарктическое море на их маршруте - море Беллинсгаузена. Уже чувствовалась близость земли, снова стали появляться животные: киты, пингвины и морские котики.
Навестив украинцев на станции Вернадского, яхта отправилась к станции Беллингаузена- конец кругосветного плавания. Вскоре ненадолго команда потеряла связь с миром из-за поломки блока. Связь наладили быстро, но это заставило поволноваться родных и всех, кто следит за экспедицией. Когда до станции «Беллинсгаузен» оставалось всего 60 миль оказалось, что бухта перед станцией закрыта льдом, и шансов прорваться к ней - никаких нет!
6 апреля, посовещавшись, команда решила обойти Шетландские острова с запада, затем пройти вдоль островов с северной стороны и, таким образом, замкнуть кругосветку, что и было сделано. Поход вокруг Антарктиды закончился через два с половиной месяца после старта.
С. Низовцеву очень повезло с погодой - это он неоднократно говорил сам. Антарктида "позволила" ему дальше всех проникнуть на юг, но чтобы оказаться в море Росса в это время нужно было очень и очень постараться и поторопиться!
Самым благополучным из этих четырех экспедиций было одиночное плавание Федора Конюхова: оно было непрерывным, потому что не было существенных поломок яхты, несмотря на штормовые ветра и жестокие морозы, он не вышел за пределы маршрута и выполнил все, что было запланировано. И хотя его яхта была французского «происхождения», а организация гонки - «австралийская» - то есть, несомненно, - высокого уровня, и очень помогало в пути канадское бюро, но, все-таки, – главным была сама личность спортсмена. Его огромный опыт экстремальных путешествий: четыре кругосветных плавания, пятнадцать пересечений Атлантики, (один раз на весельной лодке), его постоянный ежедневный труд по поддержанию судна в порядке и, конечно, стойкость, мужество и выносливость русского человека – вот что привело к полному успеху гонки!
Похожие статьи:
Новости → 01.09.2018 → Экспедиция «Легенды Арктики»
Новости → 26.02.2011 → Презентация фильма о кругосветной арктической экспедиции.
Новости → 16.02.2011 → 3-тий этап сложнейшего маршрута одиночной яхтенной гонки VELUX 5 OCEANS
Новости → 08.02.2011 → Virbac-Paprec 3 продолжает лидировать на Barcelona World Race.
Новости → 01.02.2011 → Кругосветное плавание на солнечных батареях.
Выбор языка сайта
Поддержать Яхт-Ком
Словарь яхтсмена
водный велосипед представляет собой прогулочное судно, приводимое в движение мускольной силой ног человека. Велосипед состоит из 2-х стеклопластиковых обо-лочек, гребного колеса, педального привода и рулевого устройства